Разделы презентаций


Средства выразительности в тексте

Содержание

Все средства выразительности можно разделить на:1. Синтаксические средства (фигуры речи). Например, антитеза, синтаксический параллелизм, парцелляция и др.2. Лексические средства. Например, неологизмы, метафора, звукопись и др.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Средства выразительности в тексте

Средства выразительности в тексте

Слайд 2Все средства выразительности можно разделить на:
1. Синтаксические средства (фигуры речи).

Например, антитеза, синтаксический параллелизм, парцелляция и др.
2. Лексические средства. Например,

неологизмы, метафора, звукопись и др.
Все средства выразительности можно разделить на:1. Синтаксические средства (фигуры речи). Например, антитеза, синтаксический параллелизм, парцелляция и др.2.

Слайд 3Синтаксические средства (фигуры речи)
Антитеза — это оборот, в котором резко противопоставляются

противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы —

общеязыковые и контекстуальные.
Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.
Синтаксические средства (фигуры речи)Антитеза — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы

Слайд 4Примеры:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт
(А.

С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится

в сторону, Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

Примеры:Ты богат, я очень беден,  Ты — прозаик, я — поэт 						(А. С. Пушкин);Вчера еще в глаза глядел,

Слайд 5
Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – прием,

состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений)

в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов

Слайд 6Виды градации:
 Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности

и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
      Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Виды градации: Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:Я звал тебя, но

Слайд 7 Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового

содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу Да ветвь

с увядшими листами.
(А. С. Пушкин)
Градация как средство выразительности используется в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.
 Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:Принес он смертную

Слайд 8Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в

которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу

(горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность.
Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в публицистическом и художественном стилях.   


Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило,

Слайд 9Примеры:
  С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие

душу

(И. С. Шмелев);
      Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
      Но красоты их безобразной       Я скоро таинство постиг.
(М. Ю. Лермонтов)

Примеры:  С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу

Слайд 10Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в

расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз.

На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько

Слайд 11Примеры:
 Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый

полк. Наш. В бою неравном
(Р. Рождественский);     Почему никто

не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще
(Из газет);       Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)
Примеры: Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном 					(Р. Рождественский);

Слайд 12Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины,

подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с

точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.
Парцелляция характерна для художественных, публицистических и разговорных текстов. Она недопустима в текстах научного и официально-делового стилей.
Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания,

Слайд 13 Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное

построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф,

которые, соотносясь, создают единый образ
 Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений,

Слайд 14Синтаксический параллелизм как средство языковой выразительности характерен для художественного и

публицистического стилей речи. В научном и официально-деловом стилях названная стилистическая

фигура используется как одно из средств логического выделения. Следует учитывать, что, помимо синтаксического параллелизма, существует композиционный параллелизм. Он основан на сходстве сюжетных линий и смысловой параллельности частей текста. Например, описание какого-либо изменения в природе может предварять описание изменения внутреннего состояния персонажа.
Синтаксический параллелизм как средство языковой выразительности характерен для художественного и публицистического стилей речи. В научном и официально-деловом

Слайд 15Примеры:
 Гляжу на будущность с боязнью,  Гляжу на прошлое с тоской...


(М. Ю. Лермонтов);       
Я был вам звенящей струной,

      Я был вам цветущей весной,       Но вы не хотели цветов,       И вы не расслышали слов?
(К. Д. Бальмонт)
Примеры: Гляжу на будущность с боязнью,   Гляжу на прошлое с тоской... 					(М. Ю. Лермонтов);       

Слайд 16Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил

о помощи; чуть-чуть.
Лексический повтор — повторение одного и того же слова

или словосочетания с небольшим вариациями. Например:
 За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.

Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.Лексический повтор — повторение одного и

Слайд 17 Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это

повторение слова или группы слов в начале строк, строф или

предложений:
Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев)
      Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)

 Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале

Слайд 18 Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это

повторение слов или группы слов в конце строк, строф или

предложений:
      Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость!
(А. И. Солженицын)
 Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце

Слайд 19Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются

в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи. В целях привлечения

внимания к какому-либо явлению или понятию повтор может использоваться также в научно-деловом и официально-деловом стилях.
Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.

Слайд 20 Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится

утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить

эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?..
(M. Ю. Лермонтов);
      Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

 Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он

Слайд 21Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится

утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных

чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)

Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение

Слайд 22 Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к

кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не

столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

 Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Слайд 23Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой

выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах. Названные фигуры

возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.
Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных

Слайд 24 Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый

как лишний и употребляемый как выразительное средство:       Какое странное, и манящее, и

несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н. В. Гоголь)
Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается.
(С. П. Залыгин)
 Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство:       Какое

Слайд 25Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов,

придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Слайд 26 Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или

частями сложносочиненного предложения:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы,

сады, монастыри...
(А. С. Пушкин)
День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне
(И. А. Бунин)
 Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения:Мелькают мимо будки, бабы,

Слайд 27Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи,

а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и

повышения экспрессивности текста.       Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле.
Бессоюзие и многосоюзие как выразительные средства используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.
Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика