Слайд 1СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.
Беседина Галина Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ №3
г.
Черняховска
Калининградской области и творческая группа «Эрудит»
Слайд 2Цели урока:
Знакомить с трехсложными размерами стиха.
Учить различать двусложные и трехсложные
размеры стиха.
Совершенствовать умение определять размер стихотворения.
Повторить сведения по структуре стихотворения.
Слайд 3СТРОФА.
Строфа – это группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных
между собою определенной рифмой, ритмом и интонацией.
Чаще всего встречаются строфы
из 4 строк.
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ РИФМА?
РИФМА – это созвучия в конце стихотворных строк.
Не чует погибели близкой
Канут, (а)
Он едет к беде неминучей, (б)
Кругом соловьи, заливаясь, поют.(а)
Шиповник алеет пахучий…(б)
А.К.Толстой.
Слайд 5ВИДЫ РИФМЫ.
1. ПЕРЕКРЕСТНАЯ. а б а б
2. КОЛЬЦЕВАЯ (или ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) а б б а
3. ПАРНАЯ. а а б б
Слайд 6Кольцевая (или опоясывающая).
Месяц плывет (а)
И тих и спокоен, (б)
А
юноша-воин (б)
На битву идет. (а)
М.Ю.Лермонтов.
СХЕМА: а б б а
Слайд 7ПЕРЕКРЕСТНАЯ.
Не чует погибели близкой Канут, (а)
Он едет к беде неминучей,
(б)
Кругом соловьи, заливаясь, поют, (а)
Шиповник алеет пахучий… (б)
А.К.Толстой.
СХЕМА: а б а б
Слайд 8ПАРНАЯ.
Кто скачет. Кто мчится под хладною мглой?(а
Ездок запоздалый, с ним
сын молодой.(а)
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;(б)
Обняв, его держит и
греет старик. (б)
Гете.
СХЕМА: а а б б
Слайд 9Стихотворная речь выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью.
Ударные и безударные
слоги в стихотворении чередуются. Такая группа слогов в поэзии носит
название СТОПЫ.
Слайд 10ДВУСЛОЖНЫЕ СТОПЫ.
ХОРЕЙ – ударение падает на ПЕРВЫЙ слог.
/
__ __
ЯМБ – ударение падает на 2 слог.
/
__ __
Слайд 11Алгоритм выполнения работы.
Запиши как минимум две строчки из стихотворения.
Поставь ударение
на всех словах. Помни, на служебные части речи ударение почти
никогда не падает.
Составь схему, выдели ударный слог.
Найди закономерность в постановке ударения.
Определи, двусложный или трехсложный размер стихотворения.
Слайд 12Задание 1
Определи размер стихотворения:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
_
_ _ _ _ _
_ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
ямб
Слайд 13ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…
(А.С.Пушкин)
_ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
ХОРЕЙ
Слайд 14ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА.
ДАКТИЛЬ – ударение на 1 слог.
/
___ ___ ___
АМФИБРАХИЙ – ударение на 2 слог.
/
___ ___ ___
АНАПЕСТ – ударение на 3 слог.
/
___ ___ ___
Слайд 15ДАКТИЛЬ.
ДАКТИЛЬ – в переводе означает «ПАЛЕЦ» ( строение его стопы
напоминает строение пальца, у которого 3 фаланги(косточки) – одна длинная
и две короткие.
Слайд 16АМФИБРАХИЙ.
АМФИБРАХИЙ – с греческого языка: амфи – «вокруг», «с обеих
сторон»
брахос – «краткий».
(ударный слог находится между неударными)
Слайд 17АНАПЕСТ.
АНАПЕСТ – слово греческое, в переводе означает «отраженный», т. е.
противоположный дактилю. Ударение на последнем слоге.
Слайд 18Определи размер стихотворения.
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич, взгляни на
меня!»
(М. Ю. Лермонтов)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ДАКТИЛЬ
Слайд 19САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
1 группа.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
-- -- -- -- -- --
-- -- -- -- -- --
Трехсложный размер.
Дактиль.
Слайд 202 группа.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел
молодой…
Трехсложный размер. Амфибрахий.
Слайд 213 группа.
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых
подруг…
Трехсложный размер. Анапест.
Слайд 224 группа.
Поздняя осень! Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели…
Трехсложный размер. Дактиль.
Слайд 235 группа.
Зачинается песня от древних затей,
От веселых пиров и обедов…
Трехсложный
размер. Анапест.
Слайд 24Вывод:
Стихотворный размер является основой стиха.
Однако главное в нем – чувства,
мысли его творца.
Слайд 25Домашнее задание.
Подбери примеры из стихотворений и определи их размеры.
Примеров должно
быть не менее трех.
Обязательно укажи автора стихотворения.