Слайд 1Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева»
Слайд 2Цель урока:
определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева.
Слайд 3Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И
стертые карты Америки…
А.Ахматова
…Все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов…
В.Брюсов
Слайд 6Гипотеза:
если поэтическое творчество Н.Гумилева своеобразно,
то оно должно отличаться
определенным выбором всей системы художественных средств: образной структуры, композиции, поэтической
речи.
Слайд 7 Прочитайте стихотворения Гумилева
«Я конквистадор в панцире железном»,
«Сонет»,
«Старый конквистадор».
Докажите, что эти стихотворения носят романтический характер (внимание
на образы героев, лексику, поэтическую интонацию.
Слайд 8Вывод №1:
1.ГЕРОИ СТИХОТВОРЕНИЙ ПРОТИВОПОЛОЖНЫ СОВРЕМЕННИКАМ ПОЭТА:
ОНИ ОТРИЦАЮТ МИР ДЕНЕГ,
МЕЩАНСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ОНИ БЕССТРАШНО ИДУТ К ПОБЕДЕ НАД ВНЕШНИМИ ЖИЗНЕННЫМИ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОБЕДА ДОСТИГАЕТСЯ ЦЕНОЙ ИХ ЖИЗНИ.
2.Благородство поэтических интонаций, дерзкая лексика стихотворений соответствуют романтическому духу их героев.
Слайд 9Стихотворение «Мореплаватель Павзаний».
Дайте языковой анализ поэтического текста, пользуясь следующими вопросами:
А)
найдите в тексте прилагательные, обозначающие цвет; какую цветовую гамму они
создают? Какой цвет преобладает и почему?
Б) сколько раз повторяется в тексте слова «море» и «крокодил»? Какие цветовые эффекты ассоциируются эти существительные?
В) какой морской символикой можно наполнит частые аллитерации звуков «р» и «л»?
Г) перечислите основные художественные образы стихотворения. О чем они говорят?
Слайд 10КАРАКАЛЛА (Caracalla)
(186-217)
римский император с 211, из династии Северов.
Политика
давления на сенат, казни знати, избиение жителей Александрии, противившихся дополнительному
набору в армию, вызывали недовольство и привели к убийству Каракаллы заговорщиками.
Слайд 11
Вывод №2:
1.Все стихотворение по своему лексическому строю тяготеет
к понятиям «богатство», «знатность», «исключительность».
2.Для стихотворения характерны черты изысканности,
экзотичности.
3.Крокодил иронично назван «нарушителем гармоний», но вряд ли можно считать гармоничным мир Каракаллы – жестокий мир, в котором правят животные страсти.
Слайд 12 Этот мир войн, денег, гетер, зверинцев…. противопоставлен гармоничному миру природы.
И в нем - солнце, море и крокодил – африканское
чудовище, названное в стихотворении «сказкой чудной».
Именно крокодил нарушает «гармонии» в другом мире - в уродливом и негармоничном мире человеческой несправедливости и обмана.
Слайд 13Выводы исследования.
Особенности поэтического творчества Н.Гумилева.
1.Романтический дух большинства его произведений диктует
выбор всей системы художественных средств.
2. Герои стихотворений Гумилева – антиподы
современников поэта. Романтических героев отличает презрение к мещанскому благополучию и духовной пустоте: они рискуют своей жизнью ради достижения справедливости.
Слайд 143. Для поэтики Гумилева характерно пристрастие к экзотике, африканской мифологии
и фольклору, яркой растительности экваториального леса, необычным животным.
4.Безупречность формы стиха,
изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность поэтических интонаций – все это делает поэзию Н.Гумилева высокохудожественной и завораживающей.
Слайд 15 Домашнее задание.
Подготовить письменный рассказ
на тему:
«Мой Гумилев».
Слайд 16
Спасибо всем за работу
на уроке!!!