Слайд 1Технология педагогических мастерских на уроке литературы в 11 классе
Сластенина Надежда
Ивановна учитель русского языка и литературы
Липовский филиал МБОУ Пичаевской СОШ
Слайд 2Что такое педагогическая мастерская?
Педагогическая мастерская – это педагогическая
технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На таких занятиях
детям интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Подготовка мастерской требует от учителя нестандартного подхода. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно-ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности
Слайд 3Что такое педагогическая мастерская?
В работе
мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска.
Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
Слайд 4Что такое педагогическая мастерская?
Внедрение
в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса,
усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.
Слайд 5Что такое педагогическая мастерская?
Использование технологии педагогических мастерских позволяет:
самостоятельно добывать знания,
закреплять полученные знания;
формировать навыки самооценки, самоконтроля
осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при
написании сочинений, составлении проектов.
Слайд 6Этапы педагогической мастерской
Слайд 7Что такое педагогическая мастерская?
В своей
практике я только начинаю применять технологию педагогических мастерских. Делаю это
на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях.
Данную технологию использую в разных целях:
для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте;
для исследовательской работы;
для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.
Слайд 8Ход мастерской
1. Индуктор. Активизация внимания. Слово мастера.
Русский модернизм завершает свою историю к 1917 году. Гражданская
война поставит в этой истории две зловещие точки. Что я имею в виду? (Это расстрел Гумилёва и смерть Блока). Незадолго до смерти А.Блок написал в одной из своих статей о литературе: «Очень скоро появятся другие поэты, которые отвергнут и мистические цветы символизма и экзотические орхидеи акмеизма, но их поэзия будет расцветать живыми красками русской земли».
Сегодня мы размышляем над стихотворением одного из поэтов, новый почерк которых предчувствовал Блок. Именно этот поэт станет одним из лучших продолжателей традиций русской поэзии.
Слайд 9Ход мастерской
Индуктор (продолжение).
Но фамилию поэта я пока не
называю – попробуйте догадаться сами. Имеете представление о «русской рулетке»?
– сейчас в эту игру вступаю я, а вы своими ответами «нажимаете «на спусковой механизм: правильно – мне повезло; неверно – моя репутация немного пострадает в ваших глазах.
Слайд 10Подсказка № 1. Вспомните автора этих строк:
Лист смородины груб и
матерчат,
В доме хохот и стёкла звенят:
В нём шинкуют, и квасят,
и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.
Подсказка № 2.
О знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют;
Что строчки с кровью убивают -
Нахлынут горлом и убьют.
Подсказка № 3.
Семь раз Нобелевский комитет рассматривал кандидатуру этого
поэта на соискание Нобелевской премии, и, наконец, она была
ему присуждена. Скандал, разразившийся вокруг этого события,
по сути дела и свёл поэта в могилу.
Слайд 11
Б. Пастернак
«Давай ронять слова…»
Мастерская по русской литературе
Цель:
развивать
умение самостоятельно добывать знания в процессе работы над
творчеством Б. Пастернака
Слайд 12Ход мастерской
2. Самоконструкция.
Следовать за мыслями
умного человека – занятие самое увлекательное. Мы же сегодня попробуем
заглянуть в мир чужой души – и в мир наших собственных душ.
Представьте себе, что вы в осеннем саду.
- Какие чувства охватывают вас?
- Какие краски, звуки, запахи вас окружают?
Запишите свои впечатления.
(Каждая группа заполняет таблицу (5 минут), чтение, добавление «находок»)
Слайд 14«Давай ронять слова…»
Слово мастера (чтение стихотворения на фоне видео и
аудиоряда)
Давай ронять слова,
Как сад – янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.
Кто иглы заслезил
И хлынул через жерди
На ноты, к этажерке
Сквозь шлюзы жалюзи'.
Кто коврик за дверьми
Рябиной иссурьмил
Рядном сквозных, красивых
Трепещущих курсивов.
Ты спросишь, кто велит,
Чтоб август был велик,
Кому ничто не мелко,
Кто погружён в отделку
Кленового листа
И с дней экклезиаста
Не покидал поста
За тёской алебастра?
Ты спросишь, кто велит,
Чтоб губы астр и далий
Сентябрьские страдали?
Чтоб мелкий лист ракит
С седых кариатид
Слетал на сырость плит
Осенних госпиталей?
Ты спросишь, кто велит?
-Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.
Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, - подробна.
Слайд 15
Ход мастерской
3. Социоконструкция (работа с текстом)
Заполните таблицу
Слайд 17
Ход мастерской
3. Социализация. Работа с текстом (свободная эвристическая
беседа).
1. Определите место действия (осенний сад).
2. Как вы считаете, это уже свидание
с любимой или ожидание свидания, или запоздалая реакция на состояние возлюбленной? (Возможны разные варианты ответа).
3. Каково состояние лирических героев (очень важно подвести ребят к мысли о том, что в душе лирического героя царит гармония, а героиня – в смятении чувств, в тревоге.
4. Я бы снова обратилась к форме стихотворения – к его композиции. Какой элемент композиции важен в этом стихотворении? (Рефрен).
5. Если я сейчас вас спрошу, к какому жанру лирики относится стихотворение, что вы мне ответите? (Пейзажно-философская лирика).
6. А какова основная тема стихотворения? (Вечная, обновляющаяся природа и скоротечность человеческой жизни, хрупкость красоты).
7. «Жизнь, как тишина осенняя, подробна.»
Как вы понимаете эти строки?
Слайд 184.Разрыв (творческая работа)
«Жизнь, как тишина осенняя, подробна.»
Как
вы понимаете эти строки?
Напишите мини-сочинение в каждой
группе
Слайд 19Рефлексия
- Ребята, что вам понравилось на мастерской?
Что нового вы
узнали?
Довольны ли вы своим участием на занятии?
Какие трудности возникали
у вас?
Слайд 20Вывод
Таким образом, технология
педагогических мастерских в сочетании с современными информационными технологиями может существенно
повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всестороннего развитой, творчески свободной личности, познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.