Слайд 1Урок литературы в 10 классе.
Тема Родины и народа в
творчестве Н.А. Некрасова.
Щетинина Е.В. Учитель русского языка и литературы. МОУ
СОШ №3 п. Коммунар Красногвардейского района Ставропольского края
2010год
Слайд 2
Я лиру посвятил
народу своему…
Быть может, я умру,
неведомый ему,
Но я
ему служил –
и сердцем я спокоен…
«Родина» (1846г.)
«Родина» — новаторское
произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.
Слайд 4 Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет
судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности –
женщины-крестьянки.
Слайд 5Анализ стихотворения «Тройка»
Какой изображается молодая крестьянка? Найдите
слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.
Эпитеты:
бьется игриво;
из-под брови полукруглой;
смотрит бойко;
лукавый глазок;
взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)
бьется лента
метафора:
лицо вспыхнуло;
зажигающих кровь
сравнение:
черных как ночь
метонимия :
лукавый глазок(вместо взгляд)
Слайд 7На сколько частей можно разделить стихотворение?
Можно разделить на две
части.
Как оно построено?
Вторая часть противопоставляется первой части.
Стихотворение построено на антитезе.
Слайд 8Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего
крестьянки?
Эпитеты:
перетянешь уродливо;
выражение тупого терпения;
бессмысленный, вечный испуг;
сон непробудный (длительный, непрерывный);
муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)
Метафора:
отцветешь, не успев расцвести
Слайд 9Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?
Первая
строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…
Предпоследняя строфа: не гляди
же с тоской на дорогу…
Какую роль играет этот прием повтора?
Образует кольцевую композицию.
Слайд 10Каким размером написано стихотворение?
Не гляди же с тоской на дорогу
--!/--!/--!/-
И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/
И тоскливую в сердце
тревогу --!/--!/--!/-
Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/
Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)
Слайд 11Как они рифмованы?
Женская рифма чередуется с мужской.
…огу
…ши Перекрестная рифма
…огу
…ши
Слайд 12Какова тема стихотворения?
Тема тяжелой судьбы русской крестьянки
В чем заключается
его
основная мысль?
Вызывает сочувствие
к несчастью других
Слайд 13Какие композиционные особенности стихотворения «Размышления у парадного подъезда» вы можете
выделить?
Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес
Слайд 14
Я лиру посвятил
народу своему…
Быть может, я умру,
неведомый
ему,
Но я ему служил –
и сердцем я спокоен…
Слайд 15Домашнее задание
Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А.
Некрасова.
Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на
Руси жить хорошо».