Слайд 1…И они полетели
Урок -интерпретация народной сказки
«Василиса Прекрасная»
Учитель ГБОУ СОШ
№483
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Иванова Е.С.
Слайд 2 Мы привели их на край и стали
уговаривать полетать. Они упирались.
Летите!- сказали мы. Они продолжали упираться.
Тогда мы столкнули их,
и они полетели.
Гийом Аполлинер
Слайд 3
Как происходит развитие организма?
Слайд 4Словарь темы
Архети́п (от др.-греч. ἀρχέτυπον — «первообраз»):
Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные
в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и
переходящие из поколения в поколение.
Архетип (литература) — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
Архетип (психология) — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Архетип (философия) — прообраз, идея в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.)
Слайд 5 Инициация – это (от лат. initiare -
вводить,
посвящать)-
обряд перехода, относящийся к рождению, достижению зрелости, браку и смерти человека и приобщающий эти события к сверхчеловеческим реальностям.
"Посвящение равноценно духовному возмужанию; оглядываясь на всю религиозную историю человечества, мы постоянно встречаем эту идею: посвященный - тот, кто узнал тайны, т.е. тот, кто знает" (М.Элиаде).
Слайд 6СЮЖЕТНО – КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКАЗКИ
Слайд 8ЗАДАЧИ
Слишком хорошая, бдительная мать-наседка не может быть проводником в будущую
жизнь
(-?)
Ответственность ребёнка за самостоятельную жизнь (осознанность по отношению к опасности,
интриге и т.д.)
Необходимо стать бдительным к себе
Позволить умереть тому, что должно умереть (-?)
Слайд 9С какими понятиями ассоциируется «очень хорошая мать»?
Кто из литературных персонажей
задержался в детстве, в психологическом теле матери?
Хорошие ли это были
матери?
Счастливо ли сложилась судьба персонажей?
Каковы ли причины отложенной взрослости этих персонажей?
Встречаются ли похожие ситуации в жизни?
Слайд 10Отец был хороший мужчина, и…
-Почему?
-Почему не знал о положении дочки в семье?
Слайд 11Добрая мать перед смертью передаёт куколку дочке.
И умирает.
Мать умирает
– рождается…, наделённая….
(интуиция – более проницательная внутренняя мать). Теперь девочку
ждёт дикая мать, чтобы научить… (Жизнь становится матерью, тоже любящей, но свирепой и требовательной.)
Инициации Василисы начинается со смерти матери. Наступает время активного обучения
Слайд 12В ЖИЗНИ…
У многих людей процесс инициации завершается только
наполовину, и люди блуждают по жизни (причины – в детстве).
Иногда чрезмерная опека рождает робость, и «девочка» (ребёнок-подросток) не способна уйти «в лес».
Слайд 13Василиса становится служанкой у мачехи и у её дочек
-Это ей
помогает?
Чужая для других (неуважение, роль чужака, отверженность…-
«ты глупа», «пуста», «посредственность»,
«тебе это не по плечу»)
-Я-
Отчуждённая от себя!!!
От происков «мачехи» гаснет огонь души!
Слайд 14… но погашенный огонь (если душа живая) выбивает Василису из
ситуации покорности (она умирает для старого образа жизни и вступает
в новую жизнь, основанную на внутреннем взрослом знании)…
Слайд 15КУКОЛКА ВЕДЁТ ВАСИЛИСУ В ТЁМНЫЙ ЛЕС К БАБЕ-ЯГЕ
Слайд 16Задачи:
-Отважиться войти в лес.
-Испытать
встречу с новым.
-Научиться развивать чутьё.
-Научиться находить путь домой (к себе).
-Позволить «слабости» умереть.
-Передать власть интуиции (куколке – маленькой инстинктивной силе жизни, частице души).
Нет большего благословения, которого может дать мать ребёнку!
Интуиция позволит уверенно двигаться по жизни («кормить куколку»- кормить интуицию, кормить - жизнью)
Слайд 17Встреча с Бабой-Ягой
ЗАДАЧИ:
-стойко вынести вид Бабы-Яги
-освоиться с тайным и странным
в жизни Бабы-Яги
-научиться переносить великую силу
Слайд 18Баба-Яга
Баба Яга (из неолита) – хранительница небесных и
земных сущностей: Солнца, Дня и Ночи. Она страшна, но…
справедлива.
Баба-Яга – ведьма ( от «ведать»- знать).
Баба-Яга – наставница.
Василиса должна выстоять перед этой силой.
-Зачем?
-Часть силы перейдёт к ней, к Василисе.
Василиса ведёт себя не спесиво, не хвастливо, не подобострастно, а – естественно. Василиса не жертва!
Слайд 19Жизнь с колдуньей
Стирка одежды Бабы Яги.
Василиса метёт двор и избу.
Василиса
стряпает для Бабы Яги
Слайд 20Новая задача
Выполнение двух важных заданий:
научиться отделять одно от
другого,
делать тонкие различия в суждениях (перебрать зерно, отделив хорошее от
испорченного, выбрать маковые семена из кучи грязи; больше узнать о жизни (зерно) и смерти (мак). Помогают пары рук, возникающие из воздуха.
Слайд 22Спросить и побольше узнать о природе Жизни-Смерти-Жизни, и о том,
как она проявляется (Василиса спрашивает о всадниках).
Узнать правду о способности
понимать все элементы дикой природы.
Василиса не спрашивает о руках (не постигать непостижимое; есть вещи, которые остаются недосягаемыми, но понимание может наступить)
Слайд 23Возвращение домой. Жуткий пылающий череп.
Василиса обрела способность
видеть и воздействовать на других (некоторые религиозные практики верят, что
неподвластное времени знание предков живет в черепе), а также воспринимать свои жизненные обстоятельства в новом свете.
-Лёгок ли путь домой?
Слайд 24Череп следит за мачехой и дочерьми
Можно ли испепелить
какой-то вредный аспект, если неотступно следить за ним?
Слайд 25Вывод
Выполнив все
задания, юная женщина прошла посвящение.
Чтобы сохранить осознанность, интуицию, сохранить тот пылающий свет, который видит и знает, нужно осмотрительно выбирать себе друзей, возлюбленных, учителей.
Слайд 26Задание:
Сравните двух Катерин в русской
литературе
и ответьте на вопрос:
какой этап их инициации был пропущен и как повлияло это на их судьбы?
Слайд 27Использованная литература
1. Юнг К. Архетипы и коллективное бессознательное.
2. Эстес К.П.
Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.