Слайд 1Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
Слайд 2Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может
быть зло?
Если есть зло, то как может быть Бог?
М.Ю.Лермонтов
Слайд 3Жанр
Бытовой роман
Фантастический
Философский
Автобиографический
Любовно-лирический
Сатирический
Роман многожанров и многопланов
Слайд 4В чем тайна романа?
Когда и где живут герои романа?
(Время и пространство в романе)
Троемирие - основная концепция булгаковского романа.
Три
мира в романе - три времени в романе
Библейский мир – «Ершалаимские главы»
Современный мир - «Московские главы»
Вечный потусторонний мир
Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.
Слайд 5Время и пространство
( хронотоп )
Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ
века
Библейское
(мифологическое)
Ершалаим
1 год н.э.
Фантастическое
Перемещение
во времени и
Пространстве
(Воланд и
его свита)
Слайд 6Композиция романа
Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения –
«роман в романе»
Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические
места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий)
Система сюжетных двойников
Пейзаж (образы – символы)
Слайд 7Мир произведения многолик и многопланов, композиция необычна и сложна:
Сатана выдает
себя за профессора черной магии и правит бал вместе со
своей свитой;
Понтий Пилат отправляет на казнь невинного человека;
Московский бомонд считает себя хозяином положения.
Связь времен
Слайд 8Зеркальное отражение:
Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих
двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних
и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…);
Иешуа Га-Ноцри - Мастер. Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.
Слайд 9Каифа – Берлиоз.. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является "исполняющий
обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа", а антагонистом Мастера
в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
Иуда из Кириафа - Алоизий Могарыч.. Иуда из Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч "хотел получить" и получил "комнаты" Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
Слайд 10Левий Матвей - Иван Николаевич Бездомный. Протагонисты обоих романов имеют
каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер
- Ивана Николаевича Бездомного. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был "сборщиком податей", Бездомный - антирелигиозным поэтом.
Толпа в мире античном и современном. Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане "Грибоедов" и бала у Сатаны.
Дом Грибоедова - бал у Сатаны. Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
Слайд 11Герои романа
Мастер
Маргарита
Азазелло
Гелла
Воланд
Кот Бегемот
Коровьев
Слайд 12МАСТЕР
персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем.
Мастер -
во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа
("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г.
Слайд 13Магарита
персонаж романа "Мастер и Маргарита", возлюбленная Мастера. Главным прототипом Маргариты
послужила третья жена писателя Е. С. Булгакова
Слайд 14ВОЛАНД
персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд
- это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель
теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).
Слайд 15Азазелло
персонаж романа "Мастер и Маргарита", член свиты Воланда, "демон безводной
пустыни, демон-убийца". Благодаря Азазелу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо.
Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность.
Слайд 16Кот-Бегемот
персонаж романа "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда.
У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем.
Слайд 17Коровьев-Фагот
персонаж романа "Мастер и Маргарита", старший из подчиненных Воланду демонов,
черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим
регентом церковного хора
Слайд 18Понтий Пилат
Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце
20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был
казнен Иисус Христос. Понтий Пилат - один из главных героев романа "Мастер и Маргарита".
На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте.
Слайд 21Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.
Первый мир-
московский. С него начинается действие романа. Обратим внимание на название
1 главы.
Как она называется?
Ещё до начала повествования автор обращается к читателю с предупреждением. Проследим, как автор ведёт за собой в последующем.
Слайд 22Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным?
За что так
страшно наказан Берлиоз?
Как объяснить название первой главы?
«Этого не может
быть!»
Слайд 23Всего 4 дня происходят события в романе. Ради чего такая
сложная композиция?
С чего начинается действие романа?
Как выглядели незнакомцы?
Сочетание реальности и
фантастики с библейскими мотивами
Слайд 24Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
За что же так страшно
наказан Берлиоз?
Слайд 26Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те
же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда
происходит действие. Воланд говорит: «Горожане сильно изменились , внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»
Попробуем найти ответ на вопрос Воланда.
Слайд 27
Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствами автор изображает
обывателей?
Слайд 28Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств,
ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
Кто управляет человеческой
жизнью?
Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?
Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах. «Евангельские» главы – это своеобразный центр романа.
Слайд 29Каким показан Понтий Пилат?
Как выглядит Иешуа в сцене допроса?
Великий прокуратор
Иудеи
Слайд 30
Понтий Пилат задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на
суде. Что это за вопрос?
Слайд 31Какое впечатление произвел Иешуа на прокуратора?
Почему Пилат утверждает смертный приговор?
«Что
есть истина?»
Слайд 32Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат
дарует Иешуа лёгкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казнённых
в тайне. Возлагает на Афрания обязанность убить Иуду – человека, который предал Иешуа.
За что же наказан Пилат?
Слайд 33«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд. Пилат говорит,
что «более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную
славу». И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!» Пилат прощён.
Какое дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести, когтистом звере, который не даёт спать по ночам.
Слайд 34Вопросы учащимся
Каков жанр романа?
Как бы вы определили композицию романа?
Сколько миров
изображено в романе и как они связаны между собой?