А.С. Пушкина. Пушкинский стиль.
Презентация подготовлена
ученицей 6 «б» класса МОУ
Большемурашкинской СОШ
Немчунович Анастасией.
Консультант: учитель русского языка и литературы высшей
категории Круглова И.А.
МОУ Большемурашкинская СОШ.
Районная научно-практическая конференция.
Слайд 2Отношение писателя к языку во многом (если не во всем)
определяет особенности и основные элементы его художественной системы. «Есть у
нас свой язык; смелее!», – восклицал Пушкин.
Писатель учит ребёнка чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в юных сердцах любовь к художественному слову.
Слайд 3О языке художественной прозы Пушкина можно сделать ряд выводов:
Решение
Пушкиным «проблемы славянизмов».
В языке художественной прозы Пушкин избегает всего лишнего.
Передача
целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную всего несколькими словами или одним словом.
Поразительно гармоничная «сплетенность» ее из разностильных элементов.
Слайд 4
Исследователи выделяют такие особенности пушкинского стиля, как подчеркнутое превосходство «действия»
над «описанием» (сравнительно малое количество описаний при стремительном развертывании действия)
(«...на глагол падает максимальная нагрузка выразительности... У Пушкина выразительность достигается глаголом в большей степени, чем эпитетом»).
Слайд 5
«Каждое слово отбирается Пушкиным с максимальной тщательностью и сочетается в
предложении с другими словами с максимальной точностью».
Слайд 6Там, где внимание читателя не заостряется на мелких деталях и,
тем более, на эмоционально-психологических состояниях персонажей, Пушкиным используется в основном
прием «общего» описания действия/состояния героя. Где необходимо передать лишь определенное положение героя в пространстве либо его «общее» эмоциональное состояние, чаще употребляются глаголы, во-первых, в их прямом значении, во-вторых, без каких-либо дополнительных смысловых оттенков (сидела, стояла, пела и т.п.).
Слайд 7Когда мы сталкиваемся с точкой зрения всезнающего автора, выбираются глаголы,
насыщенные дополнительными смысловыми оттенками (зачастую передают эмоционально-оценочную характеристику персонажа) (спешила,
припоминать, дуясь, не слыхала, затрепетала, прокрадывался и т.п.).
Слайд 8Когда авторская речь (или речь рассказчика) перенимает определенную повествовательную манеру,
присущую тому/иному персонажу, могут широко использоваться экспрессивные слова, диалектизмы, жаргонизмы(«не
слыхала», «надобно», «душенька»).
Слайд 9Не случайно, говоря о языке Пушкина, мы часто употребляем слова
«гармоничный», «органический» – эти эпитеты оправдывают себя не только по
отношению к индивидуальному пушкинскому словоупотреблению, но и ко всей его художественной системе.
Слайд 10Лирика Пушкина - тот принцип гармонии, стройности, полный сообразности и
соразмерности всех элементов, который столь кардинально важен для Пушкина и
в его лирике выступает открыто.
Слайд 11Если взглянуть на другие стороны стиля – на лексику, ритмику,
на систему деталей, то увидим ту же особенность : ясное,
чуткое соответствие внешних форм – внутренним, образных сил, средств – духовному, содержательному заданию. Все – мера в меру, везде – сообразность и соразмерность.
Слайд 12Почти в каждом стихотворении Пушкина есть эта внутренняя четкость композиционных
средств.
Пушкин всегда в душе озабочен тем, чтобы композиция, при всей
ее резкости, была именно естественной, живой, непринужденной.
Слайд 13Для пушкинской композиции нередко характерно прямое и четкое сопоставление чисто
человеческого и пейзажного планов. Пушкин любит природу, любит ее и
в вихре, и в покое; но неизменно природа для Пушкина – напоминание о простоте, свободе, духовном пределе в самом человеке.
Слайд 14Пушкин любит стихотворение – развернутое сравнение. Ему импонирует простота, наглядность,
контрасты и действенность этой формы. Он неизменно ценит такие средства
поэтики, как рефрен :
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
сравнение:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
композиционный повтор:
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Слайд 15«В творчестве Пушкина были выработаны и закреплены осознанные и принятые
современниками и последующими поколениями общенациональные нормы русского литературного языка». Писатель
учит нас чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в наших сердцах любовь к художественному слову.
Заключение.