Слайд 1Урок литературы в 8 «Б» кл. по творчеству Н.М.Карамзина
Жизненный и
творческий путь писателя. «Ах, матушка! Ах, Эраст!» (по повести «Бедная
Лиза»).
Слайд 2Николай Михайлович Карамзин
План лекции учителя
1 Биография
2 На
службе. Новые встречи
3 Поездка в Европу
4 Возвращение на родину
5
Произведения Карамзина
6 Реформа языка
7 Карамзин — историк
8 Карамзин — переводчик
9 Труды Н. М. Карамзина
10 «…и прошлое увековечим»
Слайд 3Николай Михайлович Карамзин
(1 (12) декабря 1766, с. Михайловка (Преображенское) Бузулукского
уезда Казанской губернии (по другим данным — с. Знаменское Симбирского уезда
Казанской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) — русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
Слайд 4НАЧАЛО ПУТИ
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около
Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина
(1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в университете.
Слайд 5
В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский
гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной
службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество».
В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение».
В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.
Слайд 6Поездка в Европу
В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе
которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во
время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.
Знаменитой стала фраза: «Воруют..», произнесённая Карамзиным во время этой поездки в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так:
Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
— Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
— Воруют, — ответил Карамзин…
Слайд 7Возвращение на родину
По возвращении из поездки Карамзин поселился в Москве
и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив
к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.
Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину и 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.
С 1804 г., получив звание историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России», в которой явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ. Ровно до середины текст представлял собой экскурс в историю Руси, тогда как во второй части рассматривалось современное историку царствование Александра I. В 1816 Карамзин выпустил первые восемь томов «Истории государства Российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. К концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии.
Незаконченный XII том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…
Слайд 8Произведения Карамзина
«Евгений и Юлия», повесть (1789)
«Письма русского путешественника» (1791-1792)
«Бедная Лиза»,
повесть (1792)
«Наталья, боярская дочь», повесть (1792)
«Прекрасная царевна и счастливый карла»
(1792)
«Сиерра-Морена», повесть (1793)
«Остров Борнгольм» (1793)
«Юлия» (1796)
«Марфа-посадница, или покорение Новагорода», повесть (1802)
«Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)
«Чувствительный и холодный» (1803)
«Рыцарь нашего времени» (1803)
«Осень» ()
Слайд 9РЕФОРМА ЯЗЫКА
Проза и поэзия Карамзина оказали огромное влияние на
развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской
лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный»), варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввел Карамзин.
В 1818 году Карамзин был избран членом Российской академии.
Слайд 10Карамзин — историк
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х
годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение
Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского».
Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».
В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным.
А. С. Пушкин так оценил труды Карамзина по истории России:
«В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута».
Слайд 11Карамзин — переводчик
В 1792 году Н. М. Карамзин перевел замечательный памятник индийской литературы —
драму «Сакунтала» («Шакунтала»), автором которой является Калидаса. В предисловии к
переводу он написал:
«Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде — человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница и главный источник его удовольствий. Я чувствовал сие весьма живо, читая «Сакунталу», драму, сочиненную на индейском языке, за 1900 лет перед сим, Азиатским поэтом Калидасом…»
Слайд 12Труды Н. М. Карамзина
История государства Российского (12 томов, до 1612 года, библиотека
Максима Мошкова)
Стихотворения
Карамзин, Николай Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
Николай Карамзин в
Антологии русской поэзии
Карамзин, Николай Михайлович «Письма Ивану Ивановичу Дмитриеву» 1866 — факсимильное переиздание книги
«Вестник Европы», издаваемый Карамзиным, факсимильное pdf воспроизведение журналов.
Николай Карамзин. Письма русского путешественника, М. «Захаров», 2005, информация об издании ISBN 5-8159-0480-5
Н. М. Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях
Письма Н. М. Карамзина. 1806—1825 гг.
Слайд 13«…и прошлое увековечим».
«Проезд Карамзина» в Москве.
Памятник Н.К.Карамзину в
Симбирске (Ульяновске).
Слайд 14Почтовая марка с изображением Карамзина, выпущенная в Советском Союзе.
Слайд 15Текстуальное изучение повести «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Беседа по вопросам
домашнего задания.
Работа с текстом повести.
Формирование навыков устной речи.
Слайд 16Создание проблемной ситуации
«Смерть за Отечество не страшна, любезная Лиза»,- говорит
Эраст и покидает Лизу.Можно ли утверждать, что основной темой повести
Карамзина является ТЕМА ДОЛГА ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ, а основным конфликтом – ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ДОЛГОМ И ЧУВСТВОМ, в котором ДОЛГ побеждает? Что является главным предметом изображения для сентименталиста Карамзина?
(Ответы обучающихся).
Слайд 17Какова роль рассказчика в повести? Что он за человек? Как
он относится к героям?К Лизе и её судьбе?
Образ рассказчика расширяет
изображаемую область чувств. Это человек необычайно чувствительный,сентиментальный. История Лизы его глубоко тронула (ПРИМЕРЫ из текста). Он не может сдержать чувств и часто прямо вторгается в действие, давая оценку поведению или чувствам героя (ПРИМЕРЫ).
Рассказчик необычайно чувствителен к красотам природы (ПРИМЕРЫ).
Главная его черта – это острый интерес к чувствам человеческим, прежде всего - Лизы. Мгновенье за мгновеньем он передаёт душевное состояние героини, её переживания.
(Учащиеся делают записи в рабочей тетради)
Слайд 18С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?
Всё лучшее,
что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и
преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.
Пример матери, скорбящей по мужу, с которым она в любви и согласии прожила много лет, очень важен для Лизы. («И крестьянки любить умеют!»)
(Уч-ся делают записи в тетради)
Слайд 19На ваш взгляд, ЭРАСТ – это положительный или отрицательный герой?
Как проявляется его характер во взаимоотношениях с Лизой? Он полюбил
ЕЁ или созданный им ОБРАЗ? Как рассказчик относится к Эрасту?
ЭРАСТ – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.
Встреча с Лизой открыла для него новую, неизведанную область невинных радостей, о которых он читал в книгах, но которых не знал в жизни.
Слайд 20«Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям»-
думал он и решился – по крайней мере на время
– оставить большой свет».
Это «на время» и говорит о поверхностных чувствах Эраста. Его идиллические грёзы, мечты быть с Лизой, как брат и сестра, скоро развеялись, а мысль о женитьбе на Лизе не приходила ему в голову. Эраст говорит одно, делает другое, а что он думает, не знает ни рассказчик, ни читатель.
Окончилось время платонической любви, и герой стал охладевать к Лизе. Прелесть новизны утратилась.
Попытка Эраста откупиться от Лизы – причина самоубийства девушки.
Слайд 21Эраст в конце повести.
Эраст несчастен. Он горько упрекает себя в
смерти Лизы.
Рассказчик говорит о том, что Эраста уже нет в
живых и надеется на примирение героя с Лизой («Теперь, может быть, они уже примирились!»).
Слабый, поверхностно романтичный, легко увлекающийся и легко остывающий, добрый и не знающий собственного сердца, способный к низкому поступку и к глубокому раскаянию – таков Эраст в повести Карамзина «Бедная Лиза».
Слайд 231. Подготовить устный ответ о матери Лизы или
о рассказчике (на выбор), используя текст повести и записи, сделанные
в тетради.
2. Используя материалы урока, составить таблицу об Эрасте.Выразить своё мнение о герое.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЭРАСТА
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЭРАСТА