Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
( 1711-1765)
Слайд 2 Открытый урок
по русской литературе в 8 «Б» классе
Михаил Васильевич Ломоносов. Особенности композиции
«Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении.
урока
I. Мотивационное начало урока. Дерево знаний
II.Историческая разминка . III.Литературный парад
IV. «Понятийная разминка»
V. Сообщения . VI. «Литературное лото».
VII. Объяснение нового материала
VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды …»
IX. «Тонкие и толстые вопросы и ответы» .
X.Определение художественных особенностей оды.
XI. Выполнение творческих заданий
XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно».
XIII. Домашнее задание.
XIV.Самооценка активности на уроке.
Приём «Зигзаг»: 1-2; 1-6; 4- 6 -12; 4-1-12.
Индивидуальная, парная, групповая, коллективная
Слайд 5
II.Историческая разминка. XVIII век
Слайд 6II.Историческая разминка. XVIII век
Слайд 7
Пётр I
1682-1725гг.-время правления Петра I ,
1700-1721- Северная война,
1703г.- основание Петербурга,
1707-1708гг.-крестьянская
война под предводительством К.Булавина,
1725г- смерть Петра I, основание Академии наук
в России.
Слайд 8
Елизавета Петровна
1741-1761гг.- время правления Елизаветы,
1755г.- основание Московского университета,
1756-1763гг- Семилетняя война,
1756-1761гг.-
основание публичного театра в России,
1757г.-основание Академии художеств в России
Екатерина II
1762-1796гг.-
правление Екатерины II,
1768-1774гг.-
Русско- турецкая война
1773-1775гг.-
крестьянская война
под предводительством
Е.Пугачёва
1787-1791гг. –
война Турции с Россией.
Слайд 10Павел I
1796-1801гг.-
время правления
Павла I,
1799-1815гг- Наполеоновские войны
Слайд 11 III. Литературный парад
Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих
сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.
А.Н.Толстой
Кантемир
( 1681-1736)
(1709-1744)
Слайд 13 Тредиаковский Ломоносов
(1703-1769)
(1711-1765)
Херасков
(1717-1777)
(1733-1807)
Фонвизин
(1728-1778)
(1744-1792)
Радищев
(1743-1816)
(1749-1802)
Карамзин
(1768-1844)
(1766-1826)
Слайд 18Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»
Как эти понятия связаны
с
литературой XVIII века?
Древнерусская литература
Западноевропейская литература
Русский фольклор
Античная литература
Обличение
пороков
Герой – русский, православный человек
Новая русская сатира, драма, проза.
Идеи государственности и просвещения
Слайд 19Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»
Традиции
классицизма
Древнерусская литература
Западноевропейская литература
Русский фольклор
Античная
литература
Новаторство
классицизма
Обличение пороков
Герой – русский, православный человек
Новая
русская сатира, драма, проза.
Идеи государственности и просвещения
Слайд 20Назовите это литературное направление.
Художественное направление, зародившееся
во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. »
В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).
Слайд 21Художественное направление, зародившееся
во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия ( во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).
Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация.
Слайд 22Расшифруйте эти ключевые слова.
Каким понятием можно их объединить?
1.Природа.
2.Античное искусство.
3. Простота композиции .
4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.
6.Подчинение жанрам.
7. «Три штиля».
8. Положительные и отрицательные герои.
9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство».
Слайд 23
Эстетические принципы классицизма
1.Принцип «подражания природе».
2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».
Слайд 24
Объясните цепочку
Высокие:
Средние:
Низкие:
Слайд 25
Высокие - Средние – Низкие.
Основные жанры классицизма
Высокие: трагедия, ода,
эпопея.
Средние: научная поэзия, элегия, послание.
Низкие: комедия, басня, сатира.
Слайд 26«Система амплуа».
Герои классицизма.
Герои классицизма
«
Слайд 27«Система амплуа».
Герои классицизма.
Герои классицизма
«
Служанка ( помощница героини)
Идеальная героиня
Обманутый отец
Герой- любовник
Второй любовник
(неудачник)
Резонёр
(высказывает мнение автора)
Слайд 28Правило
Действие развивается …
Автор не должен переносить действие из…
……. линия, количество
……….. ограничено(5-10).
1
Слайд 29Правило трёх единств
Действие развивается не более суток
Автор не должен переносить
действие из одного места в другое.
Одна сюжетная линия, количество
действующих лиц ограничено (5-10).
1
Время 1 день
Действие 1 конфликт
Место 1
дом
Слайд 30
Первая половина XVIII века
– это начало развития русской классической культуры, литературы,
поэзии. Начало особое: мощное, энергичное,
давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли.
Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути
М.В.Ломоносова.
Слайд 311.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.
М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания.
Его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства».
Слайд 33Три группы слов
I (высокий)
II (средний)
III (низкий)
Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь
Слава взываю (зову) говорю
Ныне десница (рука) ручей
I – о делах важных, событиях значительных
II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
III – комедии, песни, дружеские послания.
Слайд 352.Реформа стихосложения
Реформа стихосложения - важнейшее
событие в истории литературы XVIII века.
В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением.
“Ломоносов описал все
слогом чистым и внятным”
А. Н. Радищев.
Слайд 36
«Открой мне бывшие,
о древность, времена»
Восторг
внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится
. М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека»
Те-рек во-ет дик и зло-бен
(хорей)
М.В.Ломоносов Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб)
Слайд 373.Ода как жанр героической гражданской лирики.
Строгие нормы:
“высокий стиль речи”,
много церковнославянизмов,
строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм
— абабввгддг
Ода – торжественное лирическое стихотво-рение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации.
Слайд 38VI. «Литературное лото».
Каково творческое наследие Ломоносова?
Считают, что поэтическое
наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры.
Назовите основные
темы од Ломоносова.
Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора?
Слайд 39Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы
Петровны, 1747 г».
1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма
и имеет чёткое трёхчастное членение:
вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина»
Слайд 40
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны,
1747 г ».
Слайд 41Особенности композиции «Оды…».
3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка:
первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения.
Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета. Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.
Тезис:Елизавета- просвещённая монархиня.
Доказательство: сравнение её с идеалом в лице Пётр I.
Вывод: «Сия тебе единой слава…».
Слайд 42«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны,
1747 г ».
Слайд 43Особенности композиции «Оды…».
4.Структура второго раздела главной части также имеет
чёткую схему: проблема- тезис- развитие доказательства – вывод. Основная мысль
– гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела.
5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице.
Композиция оды в целом
очень цельная и продуманная.
Слайд 44VIII. Работа с текстом. Анализ оды
План анализа текста
по
предложенным фрагментам
Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.
Тема в предложенном
фрагменте
Лирический сюжет
Проблемы
Композиция.
Лирический герой. Основные образы.
Слайд 45VIII. Работа с текстом. Анализ оды
План работы групп:
1.Анализ с
первой строфы по 13-ю строфу.
2.Анализ с 14-ой строфы по23-ю.
3.
Анализ финальной строфы
Слайд 46IX. Блиц- опрос «Тонкие и толстые вопросы и ответы»
Тонкие
вопросы- тонкие ответы
1. Как построена ода?
2.Какой предстала Россия?
3.Какие
цели ставит автор перед правлением Елизаветы?
4.Что воспевает автор?
Слайд 47
Тонкие и толстые вопросы- толстые ответы
5. Какими средствами достигается
объединение двух «законченных» частей в единое целое?
6. Как
относится автор к Петру I и Елизавете?
7.Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?
8.Как бы вы определили главную тему оды?
Слайд 48X.Определение художественных особенностей оды
усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу
венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны
труды»);
славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);
сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);
эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).
Слайд 49
XI. Выполнение творческих заданий
1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов
Елизаветы и Петра I.
2. «Словарик произведения» по ключевым словам.
3.
«Издание иллюстраций оды»( отгадывание строф). 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову», в котором были бы ответы на следующие вопросы:
Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
Что тебя удивило, заставило задуматься?
Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?
5.Написание своей оды.
Слайд 50Портрет Елизаветы Петровны.
Мозаика.
Набрана М.В.Ломоносовым.
Слайд 51
1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.
Слайд 52
2. «Словарик произведения» по ключевым словам.
1-3.Возлюбленная тишина- тихая
душа- тишина и монархиня. 4-6.Прекрасный лик монархини- её
щедроты- Елисавет.
7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.
10-13.глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.
14-21.Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.
22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.
24.Щедроты ангела мирных лет.
Слайд 53Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде.
Слайд 54Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде
Слайд 56Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде
Слайд 57Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде
Слайд 58XII .Итог урока.
«Плюс-минус-интересно
Какие новые грани личности
М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?
XIII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова.
Слайд 59XIV.Самооценка активности на уроке
:
1.На уроке я работал активно /
пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно