Слайд 1Творчество Сергея Есенина.
Составила преподаватель русского языка и литературы
Басырова Гульнара
Галиева
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОИОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Уфимский
авиационный техникум
Слайд 2Творчество
С.А. Есенина
1895-1928
Слайд 3План
1. Городецкий о С.А. Есенине.
2. Краткая хроника жизни и
творчества С.А. Есенина.
3. Художественный мир поэта.
4. Лирический герой Есенина.
5. Послеоктябрьская
лирика.
6. Любовная лирика.
7. Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» .
8. Анализ стихотворения «Буря».
9. В. Ф. Ходасевич о С.А. Есенине.
Слайд 4С.М. Городецкий
Стихи, он привёз завязанными в деревенский платок. С первых
же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую
поэзию. Начался какой-то праздник песни. Мы целовались, и Сергунька опять читал стихи. Но не меньше, чем прочесть свои стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания»…
…Есенин был единственный из современных поэтов, который подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких иных ценностей в жизни, кроме стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого.
В этом смысле он был не только последним поэтом деревни, но и последним эстетом ушедшей эпохи.
(Из воспоминаний «О Сергее Есенине»).
Слайд 51895 октября
(21 сентября)
1904-1909
1909-1912
1912 август
1913-1914
1913-1915
В семье крестьянина в селе
Константиново Рязанской губернии родился С.А. Есенин.
Учёба в Константиновском земском училище;
закончил с отличием.
Учёба в учительской школе села Спас-Клепики. Первые стихотворные опыты.
Приехав в Москву, сначала служит в мясной лавке, где работает отец, потом книгоиздательстве и типографии.
Связь с социал-демократами участие в распространении нелегальной литературы, организации собраний.
Посещает занятия историко-философского отделения Народного университета А.Л.Шанявского.
Краткая хроника жизни и творчества С.А. Есенина.
Слайд 61915 март
апрель
октябрь
1916
Поездка в Петербург, встреча с Блоком, знакомство с
литературными кругами столицы .«Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого
я увидел, был Блок, второй-Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что первый раз видел живого поэта».
Статья З.Н. Гиппиус"Земля и камень", первый печатный отклик на стихи Есенина.
Знакомство и сближение с Н.А. Клюевым. "Городецкий меня свёл с Клюевым. С Клюевым у нас завязалась при нашей внутренней распре, большая дружба".
Начала складывается группа "новокрестьянских" поэтов(С.А.Клычков, П.И. Карпов, А.В. Ширяевец).
в Петрограде выходит первый сборник Есенина «Радуница».
Слайд 71916 Март
1917 Февраль
Весна
1927-1919
1918 Май
Призыв на военную службу(санитаром).
Сближение с Р.В. Ивановым-Разумником, под игидой которого в 1917-1918 г.г.
на страницах сборника "Скифы" объединились "новокрестьянские" писатели.
Знакомство с Андреем Белым.
Познакомился и обвенчался З.Н. Райх 1897-1939. Будущей актрисой, женой, Вс. Э. Мейерхольда. В браке(распался 1920 год) Двое детей Татьяна и Константин.
Цикл из десяти небольших поэм ("Инония", "Иорданская голубица", и др.)- отклик поэта на события в стране. "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, так с крестьянским уклоном.".
В Петрограде выходит второй сборник "Голубень". Переезд в Москву. Философский тракт "Ключи Марии"(в 1919).
Слайд 81919
1922
1924(сентябрь)-
1925(август)
1918-1925
1925 июнь
1925 28 декабря
Вместе с А. Мариенгофом, В. Шершневичем,
Р. Ивневым публикует манифест
имажинизма(от англ. image- образ)."Имажинизм был формальной
школой, которая не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом".
Женитьба на американской танцовщице Айседоре Дункан.
Поездки по Грузии и Азербайджану. Цикл "Персидские мотивы".
Выходят сборники: "Преображение", "Сельский часослов", Исповедь хулигана", "Русь советская", "Персидские мотивы".
Женитьба на С.А. Толстой
В Ленинграде, в гостинице "Англетер" покончил с собой. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Слайд 9Художественный мир поэта.
Сам Есенин(в отличие, например, от Блока) был несклонен
подразделять
свой творческий путь на этапы. И с ним можно
согласиться.
Поэзия Есенина отличается своей полностью, ибо всё в ней – о России.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.
Чувство родины- основное в моём творчестве». В стихотворении 1914 г.
«Гой ты, Русь моя родная…» Есенин утверждал:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»,».
Но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своём:
«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названием кратким «Русь».»
В этом же стихотворении – «Русь Советская» – «о других юношах,
поющих другие песни», сказано: «Уж не село, а вся земля им мать».
Слайд 10Кровная связь с землёй, породившей, явилась тем главным условием,
благодаря
которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу
со всеми
её деталями и красками – «изумительными в свое красоте» .
Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное
в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни.
В стихах Есенина всё превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой,
и квохчущие куры, и кудлатые щенки(«В хате»). А неброский
среднерусский пейзаж поэту видится так:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Он- главный нерв первых сборников Есенина- «Радуница»(1916) и
Голубень(1918). Показательны уже сами названия обеих книг.
Радуница - день поминовения умерших. Само слово обозначает
«блестящее », «просветлённое». Так называли и первые весенние дни.
Голубая , синяя – постоянные эпитеты есенинской Руси:
Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.
<…>
Водою зыбкой стынет синь во взорах…
Слайд 11«Обаяние и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии
(Л.
Анненский). Ключевые образы – звон и сон(дрема, туман, дымка).
Есенинская Россия
- это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:
Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в жёлтый крутосклон.
Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева , Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России»
(Е. Винокуров). Примечателен тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией -тайной»,
«светлой женой» - другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:
Оловом светится лужная голь
Грустная песня, ты – русская боль.
Но вопреки всему: «Тебе одной плету венок,/ Цветами сыплю стёжку серую» и «…не любить тебя, не верить-/ Я научиться не могу».
Слайд 12Лирический герой Есенина
В стихотворении «За тёмной прядью перелесиц... » лирический
герой
прямо отождествляет себя с поэтом:
«И ты, как я в печальной
требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках».
Это очень показательные строки . Две России – «земная» и
«небесная» - уживаются в душе поэта, хотя, его тоска – о голубой Руси,
небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина – «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что – оставленная.
Мотив покинутого отчего дома – ведущий в лирике Есенина .
В качестве специфических черт лирического героя можно выделить следующие:
1)Максимальная приближённость к автору (биография – в основе стихов)
2)Естественность и исповедальная открытость душевного мира(«стихи – письмо от Есенина»(Ю. Тынянов)).
3)Ощущение кровной, смертной связи со всем живым в мире.(«понятен мне земли глагол») .
4)Открытость миру, благодарное его приятие, и при этом – тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».
Слайд 13Послеоктябрьская лирика
Несмотря на необыкновенную цельность лирики Есенина, на протяжении творческого
пути «стиль его словесной походки» менялся. «В годы революции был
всецелом на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном»(«О себе», 1925 год). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие «новокрестьянские поэты»(Н.Клюев, П.Орешин и др.) ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. В 1917-1919 гг. Есенин , почти перестав писать лирику, создаёт цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония», и др. – «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако, очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове, обычном «урожайном» на лирику, Есенин пишет единственное стихотворение «Я последний поэт деревни»:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатых мост.
За прощальной стою обедней
Кадящий листвой берёз.
Слайд 14Любовная лирика
«Заметался пожар голубой ,/ Забылись родимые дали./В первый раз
я запел про любовь,/ в первый раз отрекаюсь скандалить», -
это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана»(1923).
Действительно, в первом периоде творчества Есенина(до 20-х гг.)
стихи о любви – редкость. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая часть природы, у неё «сноп волос овсяных» и «зёрна глаз»: «С алым соком ягоды на коже,/ Нежная, красивая была/ На закаты розовый похожа/ И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песней и мечта», не исчезла бесследно – она растворилась в окружающем мире:
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в сладко смятой шали
Запах мёда, от невинных рук...
На наш взгляд, далеко не все стихи цикла «Любовь хулигана» относятся к лучшим творениям Есенина, скорее - отдельные образы, строфы, строчки.
Слайд 15Любовь – центральная тема «Персидских мотивов» и так называемого «Зимнего
цикла», (конец 1925 г.). Высокий эмоциональный накал, душевной сверхобнажённость, какая-то
безоглядная удаль – отличительные черты есенинской любовной лирики. В передаче стихии любовного чувства Есенин глубоко(хочется добавить:
по-русски) индивидуален:
Милая, ты ли? та ли?
Эти уста не устали.
Эти уста, как в струях ,
Жизнь утоляет в поцелуях.
Милая, ты ли, та ли?
Розы ль мне то нашептали
Эти есенинские строки удивительно музыкальны. Кажется, что и всё очарование знаменитого «Шаганэ ты моя Шаганэ…» из «Персидских мотивов» именно в удачно найденной повторяющейся строчке – музыкальной теме всего стихотворения .
В одном из ранних стихотворений Есенин изобразил расставание с любимой как прощание с собственной тенью.
Обычно редко обращают внимание на то, что в стихах Есенина любимая, как и Россия ,- лишь эхо, отзвук, тень, мечта.
Слайд 16Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
Стихотворение «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло
в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его – любовное послание. Однако основная тема – ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было осуществиться. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездки на Кавказ. В 1924 году в Батуми Есенин познакомился со школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян и, как она вспоминает, на третий день знакомства принес ей эти стихи. А потом подарил книгу своих стихов с надписью:
Дорогая моя Шаганэ,
Вы приятны и милы мне.
Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы». Любовь в этом цикле выступает в романтическом ключе.
Слайд 17 В основе композиции стихотворения лежит противопоставление Востока и России. Эта
антитеза лежит в основе каждой строфы. Каждая строфа у Есенина
кольцевая: пятый стих точно повторяет первый. Первая строфа – магистрал. Вторая обрамлена вторым стихом первой, третья – третьим стихом первой, четвертая – четвертым стихом первой, пятая – пятым. В результате мы имеем кольцевую композицию.
Первая строфа открывается обращением поэта к Шаганэ, которое перетекает в мысль героя о Родине:
Шаганэ ты моя, Шаганэ,
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Здесь Есенин сознательно нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле». Как отмечают исследователи, это выражение сближается у поэта с выражением «высказать душу». В стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» читаем: «И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз».
Слайд 18 Во второй строфе тема России, севера получает свое дальнейшее развитие.
Рассказывая о Родине, поэт прибегает к гиперболе:
Потому, что я с
севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли.
Исследователи отмечали, что все стихотворение построено у Есенина на одной развернутой метафоре: лирический герой сравнивает свои кудри с «волнистой рожью при луне». И третья строфа становится композиционным центром произведения:
Я готов рассказать тебе поле.
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Здесь мы видим характерное для поэзии Есенина сближение лирического героя с миром природы.
Слайд 19 В предпоследней строфе звучит романтический мотив: лирический герой грустит о
Родине:
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути,
улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Эти строки содержат скрытую реминисценцию из стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»:
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Память лирического героя Есенина (как и пушкинского героя) хранит воспоминание о другой девушке, о далекой северянке.
Слайд 20И ностальгия по Родине сливается в душе его с романтическим
чувством:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она
страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит особая форма – глосса. Развитие темы идет по спирали. Как мы уже отмечали выше, каждая следующая строфа начинается с последующей строчки первой строфы. Поэт построил стихотворение «по образцу венка сонетов, в котором последний сонет (из 15), так называемый «магистрал», является ключом ко всем предыдущим… Есенин «спрессовал» венок сонетов в пределах одного стихотворения, состоящего из пяти строф – пятистиший, а роль магистрала играет первая. И это еще не всё. В есенинском шедевре слышатся отголоски и других поэтических жанров, например рондо (строки начальной строфы заключают все последующие) и романса, в котором начало повторяется в конце (кольцевая композиция)».
Слайд 21Анализ стихотворения «Буря»
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели
ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
Плачет у окошка
пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
Слайд 22Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь».
Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок.
Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) – русский поэт-самоучка. Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.
«Буря» – превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, — благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль – растения долго томились без влаги.Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет.
Слайд 23Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги
водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает
как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.
Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки. Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему был город и насколько родной всегда оставалась деревня.
Слайд 24В. Ф. Ходасевич
… Сверх всех заблуждений и всех жизненных падений
Есенина остаётся что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь
все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своём творчестве и перед своей совестью, что во всём доходил до конца, что не побоялся осознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, – и за всё захотел расплатиться ценой страшной. Правда же – его любовь к родине, пусть не зрячая, но великая.
(Из книги «Некрополь»)