Слайд 1МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
Слайд 2ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ УРОКА:
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
«ТРИ ПАЛЬМЫ»
(Восточное сказание)
Слайд 3ЦЕЛЬ УРОКА:
1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова;
2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности
учащихся;
3. воспитывать нравственно-эстетические чувства.
Слайд 4ЭПИГРАФ
И КАЖДЫЙ СТИХ ЕГО – КЛИНОК,
ОГНЕМ СВОБОДЫ ЗАКАЛЕННЫЙ.
(ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)
Слайд 5
Юрий Петрович Лермонтов
Мария Михайловна Лермонтова
Арсеньева Елизавета Алексеевна
Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы. Бабушка Е.А.Арсеньева очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно, много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, на скрипке, рисовал и лепил. Особенно увлекался он литературой и больше всех любил Пушкина. Лермонтов стал офицером, воевал на Кавказе.
Но прежде всего он был поэтом. Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет. За свою короткую жизнь он создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе.
М.Ю. Лермонтов через много лет обратился, как и А.С.Пушкин в IX «Подражании Корану», к «Притче Мухаммеда». Он сохранит все обстоятельства стихотворения своего предшественника, но осмыслит эту притчу по-новому.
Слайд 6История создания стихотворения
Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий,
за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской
земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...
Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Слайд 7Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли
костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их
предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.
Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.
Слайд 8Автор идеи и видео Павел Каев. Читает артист театра и
кино Алексей Борзунов. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Слайд 9Словарная работа
Куща – тенистая роща
Роптать – выражать недовольство
Палимы – сжигаемы
сильным солнцем
Челнок – выдолбленная из дерева лодка
Шатёр -большая палатка, крытая
тканью, коврами
Сумрак – неполная темнота
Фарис - всадник
Слайд 10Композиция стихотворения
1. Жизнь гордых пальм в пустыне
2. Их обращение
к Богу
3. Появление
каравана
(1,2 строфа)
4. Пальмы встречают гостей
5. Гибель «питомцев столетий»
6. «Всё дико и пусто кругом»
(3 строфа)
(4,5,6 строфа)
(7 строфа)
(8 строфа)
(9,10 строфа)
Слайд 11 - Какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»?
автор
определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом
происхождении сказания.
Слайд 12- Что значит выражение «питомцы столетий»?
Пальмы веками росли в пустыне,
столетия словно вынянчили, взрастили их.
Это выражение придаёт особый трагизм
гибели пальм: под ударом топора погибает то, что выращивалось столетиями.
Слайд 13Дайте определение терминов
Олицетворение
наделение неживой материи свойствами и качествами
живого
Эпитет
поэтическое, художественно-образное определение предмета или явления
Антитеза
противопоставление понятий и образов в художественной литературе
Слайд 14Найдите олицетворение
«И стали три пальмы на Бога роптать»
«Приветствуют пальмы нежданных
гостей»
«Одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их потом»
«Не
шепчутся листья с гремучим ключом«: напрасно пророка о тени он просит»
Слайд 15Найдите эпитеты
«гордые пальмы»
«знойные лучи»
«пылающей грудью»
«роскошные листья»
Слайд 16Найдите антитезы
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы
высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый,
под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Слайд 17Ответить на вопросы:
1) Какой подзаголовок имеет стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?
2)
Какая притча лежит в его основе?
3) Кто из русских поэтов
до М.Ю.Лермонтова обращался к этой притче?
4) Где происходит действие?
5) Укажите восточные приметы в произведении?
Слайд 18Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова.