Слайд 1Жан Батист Мольер
«Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.
Черкасова
Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 3 им.
Ю.А. Гагарина
Слайд 2
Жан Батист Мольер (Moliere) (настоящие имя и фамилия Жан Батист
Поклен, Poquelin) (1622-73) — французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор
сценического искусства.
Слайд 3
Жан Мольер служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции
народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в
которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы.
Слайд 4
Семья Покленов принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 отец
Мольера получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное
образование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались отпрыски многих дворянских семей.
Слайд 5
Примерно в это же время Жан Батист вошел в круг
учеников философа-эпикурейца Гассенди и завел знакомства в актерской среде: итальянский
мим Фиорилли, по прозвищу Скарамуш, дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса Мадлен Бежар стала его любовницей. В 1643 он решил окончательно связать свою судьбу со сценой и заключил с Мадлен Бежар договор о создании «Блистательного театра».
Слайд 6
В 17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене
никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован
в документе от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду.
Слайд 7
Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен
«Мнимый больной», где Жан Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь
(скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.
Слайд 8
Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги,
семья, здоровье — все, что только можно пожелать, у него есть. Так
ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей — танцев и музыки — вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.
Слайд 9
Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой
экзотический халат — такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать —
и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.
Слайд 10
Окрыленные успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант
посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается,
по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев — менуэту.
Слайд 11
Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые
восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён
в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков — в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий — оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!
Слайд 12
Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый
костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли
обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелек: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден — на чаевые.
В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению — и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?
Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.