Слайд 1
Уильям Шекспир «Гамлет»
Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия № 24
г. Ставрополь
Деревянко Галина Александровна.
Слайд 2Биография У. Шекспира
Уильям Шекспир — английский поэт,
драматург, актер королевской труппы театра «Глобус». Шекспир — величайший гуманист
эпохи Позднего Ренессанса, создавший произведения с яркими героями, ставшие классикой мировой литературы.
Слайд 3
Шекспир родился 23 апреля
1564 года с английском городке Стратфорд. Его отец, Джон Шекспир,
был торговцем и почетным горожанином из семьи хлебопашцев. Расцвет благополучия семьи Шекспира пришелся на детские годы писателя. К моменту достижения им 16-летнего возраста семья разорилась настолько, что Уильяму пришлось бросить школу и начать помогать отцу.
Слайд 4
В 1582 году Шекспир женился на
Энн Хэтуэй и за 3 следующих года трижды стал отцом:
первым ребенком стала дочь Сюзен, затем на свет появились близнецы Гамнета и Джудит. Вторая половина 1580-х годов обозначается исследователями биографии Шекспира как «темные годы»; около 1585 года будущий писатель покинул родной Стратфорт и нет ни одного документа, сообщающего что-либо о его жизни до начала 90-х годов 16 в.
Слайд 5Финансовый успех Уильяма Шекспира
В 1599 г. на берегу
Темзы открывается театр "Глобус", десятая доля в котором принадлежала Шекспиру.
Быть акционером успешного предприятия оказалось прибыльней, чем писать пьесы, за каждую из которых автору полагалось всего лишь 6 фунтов. В 1603 году умерла Елизавета I, и на трон взошел король Яков I. Любимая им театральная труппа была немедля переименована в "Королевских слуг" и часто звалась со спектаклями ко двору. К этому времени Шекспир разбогател и стал скупать в родном городе недвижимость. При этом он писал свои самые великие, потрясающие душу трагедии -"Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и "Антоний и Клеопатра".
Слайд 6Шекспир – актёр и драматург
В
следующий раз имя Шекспира упоминается в 1592 году: он удачлив,
работает в Лондоне, где ставят его пьесы о Генрихе VI, а коллега Роберт Грин в резком памфлете завистливо обзывает его крикуном и выскочкой. Причина насмешек в том, что Шекспир не получил университетского образования, и немало снобов вслед за Грином на протяжении веков полагали, что Шекспир был всего лишь одаренное "дитя природы" - или что его вообще не существовало, а под этим именем скрывался кто-то выдающийся, к примеру, знаменитый философ и литератор Фрэнсис Бэкон, якобы баловавшийся сочинением пьес в свободное время!
Слайд 7 Многие из его ранних произведений, и в особенности
"Любовью за любовь" и "Сон в летнюю ночь" дышат молодостью
и свежестью, а их слог и рифмы удивительно певучи. Другие пьесы тех лет - например, "Венецианский купец" - словно предвосхищают хмурые комедии более позднего периода творчества. (Ведь комедия не обязательно должна быть смешной - просто ее конец должен быть счастливым, а не грустным).
Слайд 8
Где-то в это же время Шекспир
завершает работу над двумя пьесами об эпохе Генриха IV, в
которых фигурирует его самый смешной персонаж - враль и толстяк Фальстаф. Злоключения этой колоритной фигуры так позабавили Елизавету, что она затребовала еще одну пьесу о Фальстафе, и Шекспир весьма скоро представил королеве своих "Виндзорских проказниц".
Слайд 9 В своих трагедиях Шекспир добился небывалой яркости поэтического
языка и непревзойденной свободы обращения с белым стихом. Эти качества
еще ярче проявились в его последних творениях, из которых почти ушли трагические настроения: и "Зимняя сказка", и "Буря" заканчиваются на ноте примирения, логически завершающей творчество великого драматурга.
Слайд 10
В 1593-94 гг. из-за эпидемии
лондонские театры закрылись, и Шекспир перешел к лирической поэзии. Когда
эпидемия закончилась, Шекспир на несколько лет присоединился к другой театральной труппе - "Слугам лорда -камергера". С ними он играл и для них писал пьесы, в основном исторические хроники и комедии, хотя выдающаяся трагедия "Ромео и Джульетта" также приходится на этот период.
Слайд 12 Приблизительно в 1610 году Шекспир удалился от дел.
В покое и достатке он провел оставшиеся годы жизни в
родном Стратфорде, хотя поначалу, на протяжении двух-трех лет, постоянно держал связь со своим театром в столице. 23 апреля 1616 года (возможно, в день своего 52-летия) он умер, не выявив особого интереса к судьбе своих пьес. К счастью, все они были собраны и опубликованы двумя актерами шекспировского театра, Геминджем и Конделлом. Сборник открывался стихотворением Бена Джонсона, сказавшим, что Шекспир - "поэт не века, а на все века!"
Слайд 13Трагическая история о Га́млете, принце датском
Га́млет - одна из
самых известных пьес Шекспира, и одна из самых знаменитых пьес
в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира — в ней 4 042 строки и 29 551 слово. Трагедия основана на легенде о Гамлете, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой, Гамлет, как и два других, ищет отмщения смерти своего отца. Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида.
Слайд 14
Наиболее вероятная дата сочинений и первой
постановки 1600-01 (театр "Глобус", Лондон). Шекспир играл тень отца Гамлета.
Из всех трагедий Шекспира «Гамлет»
— самая трудная для истолкования по причине чрезвычайной сложности ее замысла. С Гамлетом (1600–1601) Шекспир окончательно переходит к трагическому жанру. Вместо того чтобы придавать драматическую форму историческому периоду, он и превратил ее в одну из величайших трагедий мировой драматургии.
Пьеса имела огромный успех, что ясно из мгновенно появившихся цитат и даже пародий. Она создала моду на «трагедии мщения», продлившуюся до закрытия театров в 1642.
Слайд 16 Гамлет, принц датский, узнает, что его отец не
умер естественной смертью, а был предательски убит Клавдием, женившимся на
вдове покойного и унаследовавшим его престол. Гамлет клянется отдать всю жизнь делу мести за отца — и вместо этого на протяжении четырех актов размышляет, корит себя и других, философствует, не предпринимая ничего решительного, пока, в конце V акта, не убивает, наконец, злодея чисто импульсивно, когда узнает, что тот отравил его самого. Что же является причиной такой пассивности и видимого безволия Гамлета? Критики усматривают ее в природной мягкости души Гамлета, в чрезмерном «интеллектуализме» его, убивающем якобы способность к действию, в его христианской кротости и склонности к всепрощению.
Слайд 17 Гамлет по натуре своей вовсе не безволен
и не пассивен: он смело бросается вслед за духом отца,
не колеблясь убивает Полония, спрятавшегося за ковром, проявляет чрезвычайную находчивость и мужество во время плавания в Англию. Дело не столько в натуре Гамлета, сколько в том особенном положении, в которое он попадает. Студент Виттенбергского университета, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше «и не снились». С его глаз словно спадает пелена. Еще до того как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открывается ужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, «не успев износить башмаков», в которых она шла за гробом первого мужа, ужас фальши и развращенности всего датского двора
Слайд 18 Он говорит: «Весь мир — тюрьма, с множеством
затворов, темниц и подземелий, причем Дания — одна из худших».
Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло осуществиться, остаться безнаказанным и принести свои плоды убийце лишь из-за равнодушия, попустительства и угодничества всех окружающих.
Слайд 19 С другой стороны, Гамлет понимает, что не он
один пострадал от разлитого вокруг него зла. В монологе «Быть
или не быть?» он перечисляет бичи, терзающие человечество: «...плети и глумленье века, гнет сильного, насмешку гордеца, боль презренной любви, судей неправду, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге». Если бы Гамлет был эгоистом, преследующим исключительно личные цели, он быстро расправился бы с Клавдием и вернул бы себе престол, но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом и чувствующий себя ответчиком за всех.
Слайд 20 Гамлет должен бороться с неправдой всего мира,
выступив в защиту всех угнетенных. Но такая задача, по мнению
Гамлета, непосильна даже для самого "могучего человека, и потому Гамлет отступает перед ней, уходя в свои размышления, погружаясь в глубины своего отчаяния. Однако, показывая неизбежность такой позиции Гамлета, глубокие причины его отчаяния, Шекспир отнюдь не оправдывает бездеятельности героя, считает ее болезненным явлением. Именно в этом и заключается душевная трагедия Гамлета. Свое отношение к переживаниям Гамлета Шекспир очень ясно выразил тем, что его герой сам оплакивает свое душевное состояние и корит себя за бездействие.
Слайд 21 Он срывает маски со всех лжецов и лицемеров,
с которыми встречается, разоблачает все старые предрассудки. Часто высказывания Гамлета
полны горького сарказма и, как может показаться, мрачной мизантропии, например когда он говорит Офелии: «Если вы добродетельны и красивы, ваша добродетель не должна допускать бесед с вашей красотой... Уйди в монастырь: к чему тебе плодить грешников?» Или когда он заявляет Полонию: «Если принимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?»
Слайд 22 Убийство короля происходит среди всеобщей свалки, это только
одна из четырех смертей, все они вспыхивают внезапно, как смерч;
за минуту до этого зритель не ожидает этих событий, и ближайшие мотивы, определившие собой убийство короля, настолько очевидно заложены в последней сцене, что зритель забывает о том, что он наконец достиг тон точки, к которой все время вела его трагедия и никак не могла довести.
Слайд 23 Сюжет трагедии раскрывается перед нами в окончательном виде
так: с самого начала сохраняется вся фабула, лежащая в основе
легенды, и зритель все время имеет перед собой ясный скелет действия, те нормы и пути, по которым действие развивалось. Но все время действие уклоняется от этих намеченных фабулой путей, сбивается на другие пути, вычерчивает сложную кривую, и в некоторых высших точках, в монологах Гамлета, читатель как бы взрывами вдруг узнает о том, что трагедия уклонилась от пути. И эти монологи с самоупреками в медлительности имеют то главное назначение, что они должны заставить нас ясно ощутить, насколько делается не то, что должно было бы делаться, и должны еще раз ясно представить перед нашим сознанием ту конечную точку, куда действие все же должно быть направлено.
Слайд 24 Таким образом, двойственность фабулы сюжета – явное протекание
действия в двух планах, все время твердое сознание пути и
отклонения от него – внутреннее противоречие – заложены в самых основах этой пьесы.
Слайд 25 «Гамлет» - самая мистическая трагедия, где нить потустороннего
вплетается в здешнее, где время образовало провал в вечности, или
трагическая мистерия, произведение единственное в мире. Гамлет завещает Горацио рассказать его трагедию. Что расскажет Горацио, мы знаем – фабулу трагедии. Рассказ о «неестественных» событиях, смертях, гибели выделяет, отграничивает художественное восприятие трагедии, ее чтение; замыкает в круг, возвращаясь к началу и повторяя трагедию, ее «слова, слова, слова», ибо весь «рассказ» ее, то, что есть в ее чтении, то, что подлежит художественному ее восприятию, все это – ее «слова, слова, слова». Остальное – молчание
Слайд 26 Магистральной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной
личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, свидетельством которого и
явилось творчество Шекспира. К финалу в нем нарастает метафора бури, ибо, как в бурю, все вдруг закружилось, спуталось, потерялось. Величие и низость стали легко меняться местами. Человек, спасаясь от самого себя, подобно королю Лиру, бросился назад к природе, сорвал одежду, чтобы в неприкрытой наготе души обнаружить неизвестную прежде сложность внутреннего бытия, свою одновременно Божественную и по-звериному жестокую сущность. «Время вышло из пазов», прежнее единство распалось, замелькало множеством лиц, быть может, поражающих не героическим величием, но небывалым ранее разнообразием, которое впервые и навсегда было запечатлено в драматургии Шекспира.