Слайд 1Выступление на ШМО
учителей начальных классов
Тема: «Активизация мыслительной деятельности
на уроках математики в начальной школе»
Скрипкина Елена Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №14» Сергиев Посад Московской области
Слайд 2"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями
своей мысли,
а не памятью"- сказал Л.Н.Толстой.
Современное образование своим приоритетом определяет обучение,
ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Слайд 3 Самыми значимыми мыслительными операциями являются:
Анализ – это мысленное разделение
предмета или явления на образующие его части, выделение в нем
отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Слайд 4Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся,
полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся.
Слайд 5Активизация органов зрения:
карточки с цепочками примеров, которые демонстрирует учитель или
ребята определённое время (мелькающие карточки)
67 + □ = 90
х
: 6 = 42
23 + 14 – 25 + 28 – 40 =
использование ИКТ;
демонстрация ярких таблиц, графиков, чертежей.
Слайд 6Активизация органов слуха:
выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры);
учитель
даёт задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким
и низким);
задания с дисков;
высказывания ответов на ушко.
Слайд 7Активизация моторики и двигательной активности:
выполнение чертежей, схем, таблиц;
моделирование из бумаги;
лепка
из пластичных материалов.
Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют
все действия практически, затем производят перестановку палочек мысленно. Постепенно количество палочек и перестановок увеличивается.
Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:
Слайд 8Особо интересны детям игры, связанные с двигательной активностью: «Лови мяч»,
«Живые цифры», «Решето».
Игра "Решето"
Ученики одного ряда встают и по очереди
воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в "решете"
Слайд 9 Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках
и во внеурочной деятельности различных технологий.
Слайд 10Использование технологии проблемного обучения.
На этапе самоопределения к деятельности учащиеся
при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются
найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.
Слайд 11 – Из примеров на умножение составьте все возможные
примеры на деление.
4 • 7 = 28 6 • 1 = 6 8 • 0 = 8
– Какие примеры вы составили к первому выражению?
( 28 : 7 = 4 , 28 : 4 = 7 )
– Какие примеры вы составили ко второму выражению?
( 6 : 1 = 6 , 6 : 6 = 1 )
– Какие примеры вы составили к третьему выражению?
( 0 : 8 )
– Почему вы составили только один пример?
( На ноль делить нельзя)
– Почему вы не смогли вычислить ответ в примере 0 : 8 ?
(Не изучали правила деления нуля на число.)
– Сформулируйте тему и задачи урока.
( Умножение и деление с числами 1,0 . Деление нуля на число.
Научиться решить примеры и задачи по теме урока.)
Слайд 12Использование поискового метода.
Найти несколько решений одной задачи.
– Брат и сестра
хотят купить несколько карандашей по цене 3 р. за карандаш.
У брата есть 6 р., а у сестры – 9 р. Сколько карандашей они могут купить на все деньги?
( (6 : 3) + ( 9 : 3 ) и (6 + 9) : 3 )
Найти периметр прямоугольника разными способами.
Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны.
Слайд 13Использование метода сотрудничества.
Работа в парах;
Работа в группах;
Работа в коллективно.
Слайд 14Использование метода проектов.
Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках»
Проект:
« Весёлый счёт. Число и цифра 9»
Проект: «Узоры и орнаменты
на посуде»
Проект: «Математическая сказка», «Меры длины»
Проект «Мир в движении»
Слайд 15Использование игровых методов
Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та
или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к
познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся.
Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.
В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10
эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший
лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета".
При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам".
Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами; игры типа: "Кто первым получит 10;
Слайд 16Использование нетрадиционных уроков
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении
знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.
Слайд 17Урок-путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются
остановки по пути следования.
Урок-путешествие по математике в 1 классе
по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10»
(по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)
Слайд 18Урок-сказка
Как и в любой сказке, на таком уроке есть
положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).
В сказке
есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.
Слайд 19Урок-игра
Названный вид урока может быть проведен в форме игр
«Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится
на команды.
Слайд 20 В процессе обучения математике перед нами состоит
задача не только обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и
развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.
Слайд 22Литература.
1. «Современные образовательные технологии» Учебное пособие. Селевко Г.К. - М.:
1998г.
2. «Веселые задачи», Перельман Я.И., М.,
АСТ*Астрель, 2005.
3. Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В., В., 2005.
4. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать»,
Волина В.,М.,2002.
5. Безручко, Л. В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики
[Текст] / Л.В. Безручко. // Начальная школа, №8, 2007.- С. 50-53