Слайд 1АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
9 «В» класс
Ортман Т.П.
Слайд 2Устная работа
Последовательность (хn) задана формулой: хn =n2.
Какой номер имеет
член этой последовательности, если он равен 144? 225? 100?
Являются
ли членами этой последовательности числа 48? 49? 168?
144=122=х12
225=х15, 100=х10
48 и 168 не являются членами последовательности,
49 – является.
Слайд 3Устная работа
О последовательности (un) известно, что u1=2, un+1=3un+1 .
Как называется такой способ задания последовательности?
Найдите первые четыре члена
этой последовательности.
Рекуррентный способ.
u1=2
u2=3u1+1=7
u3=3u2+1=22
u4=3u3+1 =67
Слайд 4Устная работа
О последовательности (an) известно, что
an=(n-1)(n+4)
Как называется такой способ задания последовательности?
Найдите
n, если an=150 ?
Формулой n-ого члена.
Заметим, что в формуле n-ого члена множители отличаются друг от друга на 5.
150=(n-1)(n+4)
150=10·15
n=11
Слайд 5Что такое ПРОГРЕССИЯ?
Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression), что означает
«движение вперед» и был введен римским автором Боэцием (VI в.).
Этим термином в математике прежде именовали всякую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении. В настоящее время термин «прогрессия» в первоначально широком смысле не употребляется.
Два важных частных вида прогрессий – арифметическая и геометрическая – сохранили свои названия.
Слайд 6БОЭЦИЙ
Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций, в исторических документах Ани́ций Ма́нлий
Севери́н (ок.480 — 524 (526)), один из наиболее авторитетных государственных
деятелей своего времени, знаток и ценитель греческой и римской античности, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог.
Помимо богословских трудов в трактатах по дисциплинам квадривия — арифметике («De institutione arithmetica») и музыке («De institutione musica») — передал европейской цивилизации метод и базовые знания лучших греческих авторов (преимущественно пифагорейцев) в области «математических» наук.
Боэций (слева) на фреске Рафаэля «Афинская школа»
Слайд 7Что общего в последовательностях?
2, 6, 10, 14, 18, ….
11, 8,
5, 2, -1, ….
5, 5, 5, 5, 5, ….
Найдите для
каждой последовательности следующие два члена.
22, 26
-4, -7
5, 5
Слайд 8Арифметическая прогрессия
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со
второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.
(an) - арифметическая прогрессия,
если an+1 = an+d ,
где d-некоторое число.
арифметической прогрессии
Число d, показывающее, на сколько следующий
член последовательности отличается от предыдущего, называется разностью прогрессии.
d=an+1-an
Слайд 10Свойства прогрессии
2, 6, 10, 14, 18, ….
11, 8,
5, 2, -1, ….
5, 5, 5,
5, 5, ….
Если в арифметической прогрессии разность положительна (d>0), то прогрессия является возрастающей.
Если в арифметической прогрессии разность отрицательна (d<0), то прогрессия является убывающей.
В случае , если разность равна нулю (d=0) и все члены прогрессии равны одному и тому же числу, последовательность называется стационарной.
d=4, an+1>an
d=-3, an+1d=0, an+1=an
Слайд 11Задача
На складе 1 числа было 50 тонн угля. Каждый день
в течение месяца на склад приходит машина с 3 тоннами
угля. Сколько угля будет на складе 30 числа, если в течение этого времени уголь со склада не расходовался.
a1=50, d=3
1 числа: 50 т
2 числа: +1 машина (+3 т)
3 числа: +2 машины(+3·2 т)
………………………………………
30 числа:+29 машин(+3·29 т)
a30=a1+29d
a30=137
Слайд 12Формула n-ого члена
a1
a2=a1+d
a3=a2+d=a1+2d
a4=a3+d=a1+3d
……………………..
an=an-1+d=a1+(n-1)d
an=a1+d (n-1)
Последовательность (cn)-арифметическая прогрессия. Найдите c81, если c1=20 и d=3.
Решение:
Воспользуемся формулой n-ого члена
с81=с1+d(81-1),
c81=20+3·80,
c81=260.
Ответ: 260.
Слайд 15Задача.
В арифметической прогрессии четные члены оказались затёрты: 3, …, 7,
…, 13…
Можно ли восстановить утраченные числа?
Заметим, что a3=a1+2d, a5=a3+2d, a7=a5+2d и т.д.
Тогда d=(an+2-an):2, то есть d=2.
Искомая последовательность
3, 5, 7, 9, 13, 15, …
Можно ли найти пропущенные члены последовательности, не вычисляя разности?
Слайд 16Характеристическое свойство арифметической прогрессии
Пусть an – искомый член последовательности. Воспользуемся
тем, что разность между соседними членами последовательности постоянна:
an-an-1=an+1-an,
2an=an-1+an+1,
an=(an-1+an+1):2
Числовая последовательность является арифметической прогрессией тогда и только тогда, когда любой член этой последовательности, начиная со второго, есть среднее арифметическое соседних с ним членов.
Слайд 17Вертикальные стержни имеют такую длину: наименьший 5дм,а каждый следующий на
2 дм длиннее .
1.Записать последовательность в соответствии с условием задачи.
2.Записать
эту же последовательность с помощью таблицы.
3.Найти разность d между предыдущим и последующим членами последовательности.
4.Найти среднее арифметическое чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания.
7; 9; 11; 13; 15; 17.
2.
3.
- = 2;
- = 2 …
4.
= 5 ; 2; 5; 8
Задача
Последовательность (cn)- арифметическая прогрессия. Найдите c21, если c1=5,8 и d=-1,5.
Решение:
Воспользуемся формулой n-ого члена
с21=с1+d(21-1),
c21=5,8+(-1,5)·20,
c21=-24,2.
Ответ: -24,2.
последовательность задана формулой an=3+5n, n=1,2,3,…
Является ли эта последовательность
арифметической прогрессией? Если да, то какова ее разность?
Решение:
Поскольку an+1=3+5(n+1)=3+5n+5=an+5, при всех значениях n, то последовательность является арифметической прогрессией по определению. Из полученной формулы an+1=an+5 разность этой прогрессии равна 5.
Задача
Найти все члены арифметической прогрессии
(
) , обозначенные буквами
; ; - 19 ; - 11,5 ; ; …
d= - 11,5 + 19 = 7,5
= - 19 – 7,5 = - 26,5
= - 26,5 – 7,5 = - 34
= - 11,5 + 7,5 = - 4
член арифметической прогрессии равен 1 и равен разности между четвертым
и вторым членами. Найти первый член прогрессии.
Дано: a7=1, a7=a4-a2.
Найти: a1.
Решение:
По условию a7=a4-a2, то есть a7=2d,
но a7=1, поэтому d=0,5.
a7=a1+6d,
a1=a7-6d,
a1=1-6·0,5,
a1=-2
Слайд 24 Задания ЕНТ
1. Дана арифметическая прогрессия х-1;
2х-2; - 3
Найдите значение х?
А) 2
В) 0
и 3
С) 1 и 2
Д) 5
Слайд 25 Задания ЕНТ
1. Каким
членом арифметической прогрессии является число 26, если
= - 7,3 и = -6,4
А) 27
В) 28
С) 37
Д) 38
Е) 39
Слайд 26 Задания ЕНТ
Найдите
в арифметической прогрессии, если
= 21 , = - 1 .
А) 16,6
В) 15,6
С) 16
Д) 18,2
Е) 12,8
Слайд 27Домашнее задание:
пункт 25,
№214, №218
Творческое задание:
Составьте задачу на
арифметическую прогрессию.
Слайд 28Успехов в выполнении домашнего задания!
Слайд 29Основные формулы:
Рекуррентный способ задания
арифметической прогрессии an+1=an+d
Разность прогрессии
d=an+1-an
Формула n-ого члена an=a1+d(n-1)
Характеристическое свойство
Начался XXI-ый
век.
Куда стремится человек!
Изучен космос и моря,
Строение звезд и вся земля.
Но нас зовет известный лозунг:
«Прогрессия- движение вперед.»