Слайд 1Автор:
Фитяк Татьяна, ученица 10 класса
Руководитель:
Клетченко У.Ж., учитель математики
МОУ
«Родниковская СОШ»
Арифметика
Магницкого
Слайд 2Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739)
Леонтий Филиппович
Магницкий — первый учитель математики
и морских наук в России — обладал самобытным математическим дарованием.
Слайд 3Арифметика
Магницкого
напечатана в 1703 году в Москве и почти сразу
после выхода в свет ставшей основным математическим учебником России на
долгие годы.
Слайд 4Знаменитый наш соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов высоко ценил эту книгу
за ее стремление пробудить у учащегося интерес к познанию окружающего
мира числом и мерою; недаром он назвал ее "вратами учености".
Слайд 5
Задача 1.
Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать
12 рублей и кафтан, но тот проработал 7 месяцев, захотел
уйти и попросил достойной платы с кафтаном, а хозяин дал расчет 5 рублей и кафтан, сколько стоит кафтан?
Решение: По условию задачи годовая оплата труда работника составляет 12 рублей и кафтан, то за один месяц он зарабатывает в 12 раз меньше, а именно 1 рубль и 1/12 стоимости кафтана. Работник не получил 12 – 5 = 7 (руб.) за 12 – 7 = 5 (месяцев),
поэтому за один месяц ему платили 7:5 = 1,4 (руб.),
а за 7 месяцев он получил 7 ·1,4 = 9,8 (руб.), тогда кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).
Ответ: 4,8 руб.
Слайд 6Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день
будет кому платить по 20 копеек, а за каждый нерабочий
день - вычитать 30 копеек, по прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней?
Решение: Пусть работник работал без прогулов, то за 60 дней он заработал бы 20· 60 = 1200 копеек, за каждый нерабочий день у него вычитают 30 копеек и он не зарабатывает 20 копеек, то есть за каждый прогул он теряет 20 + 30 = 50 копеек. Поскольку за 60 дней он ничего не заработал, то потеря за все нерабочие дни составила 1200 копеек, то есть число нерабочих дней равно 1200 : 50 = 24 дня, количество рабочих дней поэтому равно 60 - 24 = 36 дням.
Ответ:36 дней
Слайд 7У приезжего молодца оценили " богатство": модный жилет с поношенным
фраком в три алтына без полушки, но фрак вполтретья дороже
жилета, спрашивается каждой вещи цена.
Решение: "вполтретья" - в 2.5 раза три алтына без полушки составляет 35 полушек и такова стоимость фрака вместе с жилетом, фрак по условию дороже жилета в 2.5 раза, поэтому жилет в 3.5 раза дешевле, чем фрак и жилет вместе, так что жилет стоит 35 : 3.5 = 10 полушек, а фрак стоит 10 • 2.5 = 25 полушек или 6.25 копейки.
Слайд 8Литература
1. И.И.Гаврин, Е.А.Фрибус. Старинные задачи- М.:просвещение, 1994.
2. . Минковский В.Л.
За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1966.
5. Нагибин Ф.Ф.
Математическая шкатулка. - М.:Просвещение, 1964.
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные за нимательные задачи. - М.:"Вита-Пресс", 1994.
7. 300 ЛЕТ "АРИФМЕТИКЕ" ЛЕОНТИЯ МАГНИЦКОГО, Доктор исторических наук Р.А. СИМОНОВ,ведущий научный сотрудник Научного центра исследований истории книжной культурыпри Академиздатцентре "Наука" РАН
8. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32397/
9. http://kspu.kaluga.ru/mathematik/mat/name/magnicki.htm
10. http://www.kirov.ru/~uspeh/math/magnickij_biografy.htm
11. www.yspu.yar.ru/vestnik/chronika_informaciya/5_1/