Слайд 1
Формирование функциональной
грамотности на уроках математики
Слайд 2
Постановление Правительства Республики Казахстан
Об утверждении Национального плана действий
по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
Слайд 3 В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от
30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации
Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
Слайд 4 В условиях решения этой стратегически важной для страны
задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить
и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Слайд 5Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и
навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Слайд 6Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности
у казахстанских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек
соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы.
Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений.
Слайд 7Проблемы школьного обучения:
школьники овладевают обрывочными сведениями о мире;
учащиеся не умеют
связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках
знания по другим предметам;
узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека;
учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.
Слайд 8Основная педагогическая задача
Как учить?
обновление
средств
обучения
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего учить?
Ценности
образования
Слайд 9 Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь
диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию,
от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.
Образование
Слайд 10На уроке мы должны осуществлять связь математики с историей, астрономией,
географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это позволяет многогранно, рассмотреть
многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.
На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.
Учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.
Новые функции педагога определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.
Слайд 11ВЫВОДЫ
Проблема формирования математической грамотности очень актуальна.
Изучение современных теоретических положений и
рассмотрение методических способов, форм, приемов реализации среднего математического образования говорит
о его фрагментарности, обрывочности реализации.
Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний.
Слайд 12Математика-экономика
Рабочий купил компьютер за 114 000 тг в кредит. При
покупке он внёс 2/5 части от стоимости компьютера.
Остальные деньги рабочий вносил в течение 10 месяцев. Сколько денег рабочий выплачивал ежемесячно?
Слайд 14Содержательные области математики
Количество
Пространство и форма
Изменения и отношения
Неопределенность
и данные
Слайд 15Показатели по уровням компетентности
Показатели по уровням ситуаций
Слайд 20Более глубокое и осмысленное усвоение программного материала
Учащиеся приобретают и совершенствуют
практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями, процессами
Благоприятные условия для
осмысленного понимания фактов, теории, законов
Конкретизация и углубление раннее приобретенных знаний по математике, физике, химии, биологии, экологии