Слайд 1Исследовательская работа
На тему
Логарифмическая спираль в живописи.
Работу выполнила: Калаева
Агата, 10 класс.
Научный руководитель : Кусей Любовь Александровна,
Учитель математики 1
категории.
Слайд 2Содержание:
1. Цель.
2. Логарифмы в живописи.
3. «Золотое сечение».
4. История «Золотого сечения».
5.
«Золотое сечение» в живописи.
6. Логарифмическая спираль в искусстве.
7.Вывод.
Слайд 3Цель:
Отразить широту применения логарифма в различных областях живописи.
Понимание термина «Золотое
сечение»
Слайд 4Логарифмы и живопись
Логарифмические линии в природе замечают не только математики,
но и художники, именно поэтому этот вопрос чрезвычайно их волновал.
Еще
в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры.
Слайд 5«Золотое сечение»
Золотое сечение — это универсальное проявление структурной гармонии. Оно
встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем
может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Слайд 7История «Золотого сечения»
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел
в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение,
что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.
В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в «Началах» Евклидах.
Во времена Ренессанса принципы золотого сечение использовали в своих работах такие известные личности как Леонардо да Винчи и Альберхт Дюрер.
Слайд 8Золотое сечение в живописи
«Золотая» спираль в картине Рафаэля «Избиение младенцев».
В
картине прекрасно сочетаются динамизм и гармония. Динамизм придает ей вихревой
характер спирали, а гармоничность – выбор золотого сечения как пропорции, определяющая развертывание спирали.
Гравер Раймонди добавил новые элементы композиции, подчеркивающие разворот спирали – это арка моста, идущая от головы женщины, - в левой части композиции и лежащее тело ребенка – в ее центре.
Слайд 9Золотое сечение в картине Леонардо да Винчи «Джоконда»
Портрет Моно Лизы
привлекает тем, что композиция рисунка построена на «золотых треугольниках» (точнее
треугольников, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника).
Слайд 10Спираль в искусстве.
Изображения спирали со времён палеолита встречаются по всему
миру – наскальная живопись, глиняные сосуды, фигурки и амулеты. Спирали
на древних камнях в Европе, фантастические узоры, присущие исламской культуре, символ "инь - янь" у китайцев, знаменитые изображения на плато Наска (вверху слева) и даже таинственные круги на полях, не говоря уж о бесчисленных элементах декора в виде спирали в соборах и храмах, на предметах домашней утвари, монетах, печатях и так далее, и так далее.
Слайд 11Логарифмы и живопись
Логарифмические линии в природе замечают не
только математики, но и художники, например, этот вопрос чрезвычайно волновал
Сальвадора Дали.
Слайд 12Сальвадор Дали (1904-1889)
Носорогообразная фигура Илисса Фидия
Картина относится ко
времени, которое Дали описывал как "почти божественный, строгий период носорожьего
рога", утверждая, что изгиб этого рога — единственная в природе абсолютно точная логарифмическая спираль и потому единственная совершенная форма.
Слайд 13Логарифмическая спираль применялась для выражения тревожных, бурно развивающихся событий. Картина
Брюсова «Последний день Помпеи», как раз отличается динамизмом и драматизмом
сюжета. По линии золотой спирали располагаются основные фигуры композиции.
Слайд 14Композиция знаменитой картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза” основана на
логарифмической спирали
Полотно Берн-Джонса «Лестница»
Слайд 15Вывод
Логарифмическая спираль – интересный феномен, имеющий широкое применение практически во
всех сферах жизни, не исключая живопись.