Слайд 1Арифметическая и геометрическая прогрессия
в литературе
Слайд 2Цель:
Исследовать возможность применения формул арифметической и геометрической прогрессий в других
областях знаний
Слайд 3Термин «Прогрессия»
Имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение
вперёд») и был введён римским автором Боэцием (VI в.).
Этим термином в математике прежде именовали всякую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении.
Слайд 5Зная эти формулы, можно решить много интересных задач литературного, исторического
и практического содержания.
Слайд 6Прогрессии в литературе
Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями!
Так, вспомним строки из "Евгения Онегина".
...Не мог он ямба
от хорея,
Как мы не бились отличить...
Слайд 7Прогрессии в литературе
Ямб - это стихотворный размер с ударением на
чётных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют
арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
«Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8...
Слайд 8Прогрессии в литературе, ямб
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила
жизни глубока:
Алмаз горит издалека —
Дроби, мой гневный ямб,
каменья!
(А. Блок)
…Я помню чудное мгновенье…
…Унылая пора, очей очарованье…
(А.Пушкин)
Слайд 9Прогрессии в литературе
Хорей - это стихотворный размер с ударением на
нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1;
3; 5; 7... С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.
«Я пропАл, как звЕрь в загОне»
Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...
Б. Л. Пастернак
Слайд 10Прогрессии в литературе, хорей
Листья падают в саду…
В этот
старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И
блуждаю, где попало.
…Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава
На берёзах — серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.
(И.Бунин)
Слайд 11Прогрессии в истории
Понятие числовой последовательности возникло и развивалось задолго до
создания учения о функциях.
На связь между прогрессиями первым обратил
внимание великий АРХИМЕД (ок. 287–212 гг. до н.э)
Слайд 12Прогрессии в древнейшей истории
Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из
древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление
наследства и др.
Слайд 13Древний Египет
Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до
нас документах Древней Греции. Уже в V в. до н.
э. греки знали следующие прогрессии и их суммы:
Слайд 14Древний Египет
Задача из египетского папируса Ахмеса:
«Пусть тебе сказано: раздели 10
мер ячменя между 10 человеками, разность же между каждым человеком
и его соседом равна меры»
Слайд 15Задача из папируса Райнда
«У семи лиц по семи кошек; каждая
кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи
колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Решение задачи
Людей всего 7, кошек 72 = 49, они съедают всего 73 = 343 мыши, которые съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них вырастает 75 = 16807 мер ячменя, в сумме эти числа дают 19 607.
Слайд 16Индия
Задача –легенда:
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский
царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен её остроумием
и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников. -Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.
Мудрец поклонился. -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
-Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
-Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.
Слайд 17Индия
Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона,
он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
-Повелитель, - сказал
Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
-Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
-Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…
-Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться у ворот дворца.
Слайд 18Решение задачи
Найти:
n = 64
Её сумма равна
18 446 744 073
709 551 615
Слайд 19Вывод
Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли,
считая моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику
с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.
Такое количество зёрен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.
Слайд 20Задача из арифметики Магницкого
Некто продал лошадь за 156 рублей. Но
покупатель, обретя лошадь, раздумал и возвратил продавцу, говоря: «Нет мне
расчёта покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит». Тогда продавец предложил другие условия:
"Если по-твоему цена лошади высока, то купи её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне 1/4 коп., за второй-1/2коп., за третий-1коп., и т.д.“
Покупатель, соблазненный низкой ценой, и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.
Слайд 22Наследство
Джентльмен получил наследство. Первый месяц он истратил 100$, а каждый
следующий месяц он тратил на 50$ больше, чем в предыдущий.
Сколько $ он истратил за второй месяц? За третий? За десятый? Каков размер наследства, если денег хватило на год такой безбедной жизни?
Слайд 24Переменка
Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола
учителя к двери по прямой. Первый шаг он делает длиной
1 м., второй 1/2м, третий 1/4 м и т. д. так, что длина следующего шага в два раза меньше длины предыдущего. Дойдет ли ученик до двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 м?
Слайд 25Решение
Составим последовательность чисел
Вывод: не дойдёт!
Слайд 26Вывод:
Формулы и математические законы описывают явления в разных областях знаний,
на первый взгляд далеких от математики
Слайд 27Заключение
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд
и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг
«Прогрессия — движение
вперед».
Слайд 28Соствила: Белова Маргрита
9класс, ЧОУ СОШ «Исток».