Слайд 1МКОУ Песчановская СОШ
«МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ»
АВТОР: ШАРОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСЕЕВНА
УЧЕНИЦА :
6 КЛАССА
УЧИТЕЛЬ: Слабко Анна Владимировна
НОМИНАЦИЯ: СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ
Слайд 2
Для решения задач достаточно минимальных знаний из арифметики, но они
требуют сообразительности и умения логически мыслить, а также «перевода» многих
слов на современный язык
Слайд 3Нас очень заинтересовали старинные задачи, и в своей работе мы
не только рассмотрели, «перевели» и решили много старинных задач, но
и обогатили свой кругозор знанием старинных слов, работали с толковым словарем живого великорусского языка В.И.Даля, узнали интересные исторические факты о создании первого российского учебника «Арифметика,.
Слайд 4Решая задачи из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого, мы распределили их на несколько
групп:
Слайд 5Житейские истории
Задача № 1
Собака усмотрела* зайца в 150 саженях *
от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а
собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?
_____________
* Сажень – мера в 3 аршина, в 12 четвертей, в 2 метра.
* Усмотреть – увидеть.
Слайд 6В наше время эта задача звучит так:
Собака увидела зайца в
300 метрах от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 1000
метров, а собака – за 5 минут 2600 метров. За какое время собака догонит зайца?
Решение:
1) 1000:2=500 (м) - заяц пробегает за 1 минуту.
2) 2600:5=520 (м) - собака пробегает за 1 минуту.
3) 520-500=20 (м) - собака пробегает за 1 минуту больше, чем заяц.
4) 300:20=15 (мин.) – за это время собака догонит зайца.
Ответ: собака догонит зайца за 15 минут.
Слайд 7Задача №2
В жаркий день 6 косцов выпили кадь* кваса за
8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют
такую же кадь кваса.
* Кадь – ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами
Слайд 8Решение:
1) Сколько косцов выпьют кадь за один час?
6х8 =48 (косцов)
2)
Сколько косцов выпьют кадь за три часа?
48:3 =16 (косцов)
Ответ: 16
косцов выпьют кадь кваса за 3 часа.
Слайд 9Задача № 3
На мельнице имеется три жернова*. На первом из
них за сутки можно смолоть 60 четвертей* зерна, на втором
54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько на каждый жернов зерна насыпать?
* Жернов – мельничный камень.
* Четверть – мера массы в 25 кг.
Слайд 10В наше время эта задача звучит так:
На мельнице имеется три
жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 1500
кг зерна, на втором 1350 кг, а на третьем 1200 кг. Некто хочет смолоть 2025 кг зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько на каждый жернов зерна насыпать?
Слайд 11Решение:
1) 1500+1350+1200=4050 (кг) – мелят три жернова за сутки (24
часа).
2) 4050:2025=2 (раза) - меньше потребуется времени для перемалывания 2025
кг зерна.
3) 24:2=12 (час.) – понадобится, чтобы смолоть 2025 кг зерна.
4) 1500:2=750 (кг) – зерна надо насыпать на первый жернов.
5) 1350:2=675 (кг) – зерна надо насыпать на второй жернов.
6) 1200:2=600 (кг) – зерна надо насыпать на третий жернов.
Ответ: за 12 часов, 750 кг, 675 кг, 600 кг.
Слайд 12Путешествия
Задача №1
Послан человек из Москвы на Вологду, и велено* ему
в хождении* своем совершати* на всякий день* по 40 верст;
потом другий* человек в другий день послан в след* его, и велено ему идти на день 45 верст, и ведательно есть*, в коликий* день постигнет второй первого.
* Велено – приказано
* В хождении своем совершати – пройти
* На всякий день – каждый день
* Верста – старинная русская единица измерения расстояния, равная 1 066 метрам
* Другий человек – другой человек
* Другий день – следующий день
* Вслед его – за ним
* Идти на день – проходить в день
* Ведательно есть – надо узнать
* В коликий день – в какой день
Слайд 13В наше время эта задача звучит так:
Один путешественник отправился в
путь пешком из Москвы в Вологду. В день он проходил
40 км. Другой путешественник на следующий день отправился за ним и проходил в день 45 км. Спрашивается, через сколько дней второй путешественник догонит первого?
Решение:
1) На сколько верст в день второй человек проходит больше, чем первый?
45-40= 5 (верст)
2) Через сколько дней второй человек догонит первого?
40 : 5 = 8 (дней)
Ответ: второй человек догонит первого через 8 дней.
Слайд 14ДЕНЕЖНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1
Некий человек нанял работника на год, обещав ему
дать 12 рублёв* и кафтан*. Но тот, проработав 7 месяцев,
восхотел* уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчёт 5 рублёв и кафтан, и знать надлежит*, какой цены оный* кафтан был.
* Рублёв – рублей.
* Кафтан – мужская верхняя одежда.
* Восхотел – захотел.
* Знать надлежит – надо узнать.
* Оный – этот
Слайд 15В наше время эта задача звучит так:
Один человек нанял работника
на год, обещав ему дать 12 рублей и кафтан. Но
тот, проработав 7 месяцев, захотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчёт 5 рублей и кафтан, и надо узнать, сколько стоил этот кафтан.
Слайд 16Решение:
1) Работник не доработал у хозяина 5 месяцев и недополучил
7 рублей. Значит, его
месячная плата составляет
(7:5) рубля или 1
р.40 к.
2) Плата за 7 месяцев составит: 1р 40к х 7=9 р 80 к.
3) Но работник получил 5р и кафтан. Значит кафтан стоит 4 р 80 к
Ответ: 4 р 80 к стоил кафтан.
Слайд 17Задача №3
Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дал
49 рублёв 20 алтын*. За старого
платил по 15 алтын и
по 2 деньги*, а за молодого по10 алтын. И ведательно есть*, колико* старых и молодых баранов купил он.
* Алтын – денежная единица, соответствующая 3 копейкам.
* Деньга - денежная единица, соответствующая половине копейки.
* Ведательно есть – надо узнать, спрашивается.
* Колико – сколько.
Слайд 18В наше время эта задача звучит так:
Один торговец купил 112
баранов старых и молодых и заплатил за них 49 рублей
60 копеек. За каждого старого барана он платил 46 копеек, а за молодого - 30 копеек. И надо узнать, сколько старых и сколько молодых баранов он купил.
Слайд 19Решение:
1) На сколько старый баран дороже молодого?
46 – 30 =
16(коп.) – разница в цене.
2) Если бы торговец купил только
молодых баранов, то за них он заплатил бы:
30х112 = 3360(коп.)
3) Поскольку за всех баранов заплатили 4960 копеек, то излишек (разница)
в 1600 (4960-3360) копеек пошел на оплату старых баранов.
4) Значит, старых баранов было куплено
1600 : 16 = 100 (штук)
5)Значит, молодых баранов было куплено:
112 – 100 = 12 (штук)
Ответ: 100 старых и 12 молодых баранов купил торговец.
Слайд 20
Задача №4
Некий человек купил 96 гусей. Половину гусей он купил,
заплатив по 2 алтына* и 7 полушек* за каждого гуся.
За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки.
Ведательно есть*, сколько стоят все гуси вместе?
* Алтын – 3 копейки
* Рубль- 100 копеек
* Полушка – (пол уха куньего) самая маленькая монета, полденьги или четверть копейки
* Деньга – 2 полушки
* Копейка – 4 полушки, 2 деньги
Слайд 21Решение:
1) Сколько полушек заплатили за каждого гуся из первой половины?
2х3х4
+7= 31 (полушка)
2) Сколько полушек заплатили за каждого гуся из
второй половины?
2х3х4 -1= 23 (полушки)
3) Сколько гусей составляют половину всех гусей?
96:2=48 (гусей)
4) Сколько полушек заплатили за первую половину гусей?
31х48=1488 (полушек)
5) Сколько полушек заплатили за вторую половину гусей?
23х48=1104 (полушки)
6) Сколько полушек заплатили за всех гусей вместе?
1488+1104=2592 (полушек)
7) Сколько рублей и копеек заплатили за всех гусей вместе?
2592:4 = 648 (копеек)= 6 рублей 48 копеек
Ответ: за гусей заплатили 6 рублей 48 копеек
Слайд 22Занимательные задачи
Задача №1 Как узнать день недели?
Перенумеровав дни недели, начиная
с понедельника, по порядку с 1 до 7, предложите кому-нибудь
загадать некоторый день недели. Затем предложите порядковый номер задуманного дня увеличить в 2 раза и к этому произведению прибавить 5. Полученную сумму предложите умножить на 5, а затем на 10. По объявленному результату вы называете тот день недели, который был загадан.
Слайд 23Решение:
надо из первой цифры объявленного результата вычесть 2, а
остаток укажет номер задуманного дня недели.
Слайд 24Задача №2
«Способ к твержению* таблицы по перстам* ручным»
* Твержение
– заучивание наизусть
* Перст - палец
А вот еще один из
способов помочь памяти с помощью пальцев рук запомнить таблицу умножения на 9: положив обе руки рядом на стол, по порядку занумеруем пальцы так:
Слайд 25Первый палец слева – цифрой 1
Второй - 2
Третий – 3…
Десятый
– 10
Если надо умножить на 9 любое из первых девяти
чисел, то для этого, не двигая руками, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается 9; тогда число пальцев, лежащих слева от поднятого пальца – это число десятков, а справа – число единиц полученного произведения.
Слайд 26
Задача №3
Человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается:
по чему пошла коза?
Ответ: коза пошла по земле
Задача №4
Как можно
одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить 2 мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?
Ответ:
Вложить один мешок в другой
Слайд 27Задача №5
Разделить полтину* на половину.
* Полтина – 50 копеек
Половина –
½
1) 50 : ½= 100 (копеек )= 1 (рубль)_
Ответ: 1
рубль
Слайд 28Задача №6 Что это такое?
Две ноги сидели на трех, а
когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги схватив
три, бросили их в четыре, чтобы четыре оставили одну?
Ответ: человек сидел на стуле, имеющем три ножки, пришла собака (кошка) и утащила куриную ногу, человек бросил стул в собаку, чтобы та оставила куриную ногу.
Слайд 29С условием этой задачи перекликается шуточное стихотворение-загадка Корнея Чуковского:
Две ноги
на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с
одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом, -
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
Слайд 30Задача №8
Шли семь старцев*.
У каждого старца по семи костылей,
На всяком
костыле по семи сучков,
На каждом сучке по семи кошелей*,
В каждом
кошеле по семи пирогов,
На каждом пироге по семи воробьёв.
Сколько всего?
* Старцы – старики
* Кошели – сумки, мешки.
Слайд 31В наше время эта задача звучит так:
Шли семь стариков.
У каждого
старика по семи костылей,
На каждом костыле по семи сучков,
На каждом
сучке по семи мешков,
В каждом мешке по семи пирогов,
На каждом пироге по семи воробьёв.
Сколько всего предметов было у старцев?
Слайд 32Решение:
1) 7х7=49 (к.) – столько костылей у семи старцев.
2) 49х7=343
(с.) – столько сучков на семи костылях.
3) 343х7=2401 (м.) –
столько мешков на семи сучках.
4) 2401х7=16807 (п.) – столько пирогов в семи мешках.
5) 16807х7=117649 (в.) – столько воробьев на семи пирогах.
6) 49+343+2401+16807+117649=137249 (предметов) – у семи старцев.
Ответ:137249 предметов было всего у стариков.
Слайд 33Выводы
Проделав нашу работу, мы познакомились с текстами старинных математических задач
из «Арифметики» Магницкого и поняли, что прежде, чем решать подобные
задачи, нам необходимо перевести много старинных слов на современный язык
Слайд 34Литература
1.. Даль В.И. Толковый Словарь Живого Великорусского Языка.- М., 1998
г.
2. Магницкий Л.Ф. Арифметика, сиречь наука числительная… -М., 1703 г.
3.
Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи.- М., 1985 г.
4. Интернет ресурсы