Слайд 1Выполнила: Потапова Н. Г., учитель математики
МОУ лицей №10 г. Волгоград
ПДД
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Слайд 2 Чтобы путь стал безопасным
И учёба не напрасна,
Знать нам надо
без сомнения
Математику и правила движения.
Слайд 3Каждый день мы совершаем новые открытия, чему-то учимся. Но есть
знания, которые необходимы всем и каждому — это законы безопасного
поведения на дороге.
Всё движение транспорта в городе основано на математических законах.
Это и организация движения транспортных и пешеходных потоков, определение ширины дорог, полос и улиц, работа светофоров.
О таких величинах как скорость, время, пройденный путь мы узнаем на уроках математики, учимся проводить измерения и пользоваться формулами.
Слайд 4Примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в
результате их непродуманных действий.
Как можно уберечь от необдуманных действий
на дороге?
Слайд 5 И урок математики — не исключение… При этом важнейшими условиями
обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность.
Рассмотрим примеры
использования задач данного содержания на уроках математики.
Слайд 6В 5 классе начать работу следует с элементарных задач на
вычисления, уделяя внимание таким понятиям, как тормозной путь, остановочный путь
автомобиля, составляющие остановочного пути, время реакции водителя.
Задача 1. Автомобиль движется со скоростью 40 км/ч. Путь торможения по сухой дороги при такой скорости равен 10,4 м. На расстоянии 15 м у водителя автомобиля возникает препятствие. Свернуть некуда. Реакция водителя 0,5 сек. Успеет ли водитель остановить машину?
Слайд 7Задача 2. Можно ли остановить автомобиль перед препятствием, если он едет
со скоростью 50 км/ч, а водитель начал тормозить за 12
м? Тормозной путь по сухой дороге при такой скорости составляет 16,3 м.
Задача 3. Ширина проезжей части дороги 15 м. Зелёный сигнал светофора горит 20 с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?
Задача 4. Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста?
Слайд 8Большой класс содержательных задач можно рассмотреть в 6 классе при
изучении темы «Проценты. Решение задач на проценты».
Задача 1. Путь торможения по
сухому асфальту и шоссе при скорости движения автомобиля 40 км/ч составляет примерно 0,026% его скорости. На расстоянии 14 м от движущегося автомобиля шофёр заметил опасность и нажал на тормоз. Можно ли избежать опасности в этом случае?
Задача 2. Автобус ехал по асфальтированной трассе. На расстоянии 20 м водитель автобуса заметил собаку. Найдите путь торможения автобуса, если известно, что он составил 0,023 % от скорости автобуса, равной 50 км/ч. Узнайте, можно ли избежать опасности в этом случае?
Слайд 9Следует уделить большое внимание и экологической проблеме, связанной с автомобильным
транспортом. Автомобили, двигаясь, выбрасывают в воздух отработавшие газы, создают шум,
что вредно влияет на окружающую среду и здоровье человека.
Задача 3. Автомобиль за год в среднем пробегает 10 000 км и на каждые 1000 км пути двигатель выбрасывает в атмосферу около 600 кг вредных веществ, которые поглощаются растениями только на 70%. Сколько вредных веществ остаётся в атмосфере при эксплуатации одного автомобиля в течение года.
Слайд 10В 7 классе, при изучении темы «Графическое представление статистических данных»
в курсе теории вероятности и статистики, необходимо обратить внимание учеников
на тревожные данные статистики, которые свидетельствуют о нарушении водителями и пешеходами элементарных правил дорожного движения.
Рассматривая таблицы с показаниями зарегистрированных ДТП за период с 2010 по 2014 годы, семиклассники могут построить столбиковые и круговые диаграммы. Несомненно, что после такой работы ученики, находясь на улице, лишний раз задумаются о соблюдении ПДД, не желая пополнять статистику данных.
Слайд 11Примеры задач, составленные учениками 7-9 классов:
Задача 1. Легковой автомобиль ехал по
шоссе. На повороте водитель заметил перебегающую дорогу кошку. Найдите его
путь торможения, если известно, что он составил 0,075 % от скорости автомобиля, равной 70 км/ч.
Задача 2. Японский автомобиль выбрасывает в окружающую среду примерно 1 кг выхлопного газа в месяц. Немецкий автомобиль в отличие от японского выбрасывает газа на 50 % меньше. За год японский автомобиль выбрасывает 12 кг выхлопных газов, а немецкий автомобиль 6 кг. Сколько процентов газа выбрасывает немецкий автомобиль, когда он стоит, если известно, что любой автомобиль выбрасывает на 25 % газа меньше, чем при езде?
Задача 3. Легковая машина выбрасывает на 1,1 кг/ч угарного газа меньше, чем грузовая. Найдите количество угарного газа, которое выбрасывают каждая из машин за 10 ч, если в сумме они выбрасывают 4,5 кг/ч.
Слайд 12 Главная цель работы «Безопасность дорожного движения на уроках математики» состоит
в повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, активное
включение в эту деятельность самих школьников, воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на дороге.