Слайд 1ГБПОУ МО
«Сергиево-Посадский
Социально-экономический техникум»
Презентация
по теме:
«Элементы
Статистики»
для студентов I курса
Профессии
Мастер
по обработке цифровой информации
Преподаватель Крылова И.К.
Слайд 2Тема занятия 13.1. «Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность,
выборка, среднее арифметическое, медиана. Задачи математической статистики».
Тип занятия – комбинированный
урок, включающий в себя повторение материала, применение знаний и умений на практике, закрепление изученного.
Слайд 3
Цели занятия:
Образовательные:
- проверить сформированность навыков прикладного использования задача математической
статистики;
- проверить овладение обучающимися комплексом знаний и умений по
вероятностным методам.
Развивающие: развивать:
- способности к самостоятельному планированию и организации работы,
- навыки коррекции собственной деятельности - умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при решении практических задач с применением вероятностных методов
Воспитательные: воспитывать:
- познавательный интерес к математике;
- умение работать самостоятельно.
Слайд 41. Организация занятия
Мобилизация учебной деятельности учащихся: доброжелательный настрой учителя и
учащихся, быстрое включение группы в деловой ритм, организация внимания всех
обучающихся
2. Проверка домашнего задания
Решение задач. Форма - фронтальная проверка
Задача 1. В партии из 100 деталей имеется 5 бракованных. Определить вероятность того, что, взятая наугад, деталь окажется стандартной.
Решение: А: взятая наугад деталь оказалась стандартной.
Число исходов, благоприятствующих наступлению события А, равно 95. Поэтому вероятность события равна
Слайд 5Задача 2. В коробке лежат 8 зеленых, 7 синих и
15 красных карандашей. Вычислить вероятность того, что взятый наугад карандаш
будет, синим или зеленым.
Решение:
А: взяли синий карандаш
В: взяли зеленый карандаш
С: взяли синий или зеленый карандаш
Событие С равно сумме событий А и В: С = А + В
Вероятность события А равна
Вероятность события В равна
Вероятность события С равна
Слайд 62) Проверка теоретического материала.
а) Форма – самостоятельная внеаудиторная работа
студентов. Вид – краткое сообщение.
Сообщение первого студента
Иван Кириллович Кирилов (1689-1737
гг.)
Сообщение второго студента
Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.)
Слайд 7Сообщение третьего студента
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)
Слайд 8Сообщение четвёртого студента
Карл Федорович Герман (1767-1838 гг.)
Слайд 9Сообщение пятого студента
Статистика (от лат. Status – состояние) – наука,
изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых
явлениях в жизни.
Экономическая статистика
Медицинская статистика
Демографическая статистика
Статистики: финансовая, налоговая, биологическая
Математическая статистика
Статистические характеристики
Слайд 10б) Форма – Вопрос - ответ
1. Статистические характеристики – что
это такое?
Статистические характеристики – это математические понятия, с помощью которых
описываются отличительные особенности и свойства совокупности данных, полученных с помощью наблюдений или каким-то другим способом.
Слайд 112. Чем занимается статистика?
Статистика занимается
сбором,
представлением (в виде таблиц,
диаграмм, графиков) ,
анализом информации
о количественных характеристиках событий, явлений
и совокупностей объектов
Слайд 12Например,
Монеты можно сравнивать по номиналу, диаметру, весу
Юношей одного класса
– по росту, весу, возрасту .
Генеральная совокупность – вся совокупность
данных.
Выборка – любая выбранная часть.
Репрезентативная выборка – если данные находятся примерно в той же пропорции, что и в генеральной совокупности.
Слайд 133. Назовите статистические характеристики
К таким характеристикам относятся:
Среднее арифметическое (или
просто среднее)
Размах ряда
Мода ряда
Медиана ряда
Слайд 144. Дайте определение среднего арифметического
Среднее арифметическое набора чисел — это
сумма всех чисел в этом наборе, делённая на их количество.
5.
Дайте определение размаха ряда
Размах ряда – это разница между наибольшим и наименьшим значением
Слайд 15Пояснение преподавателя:
Мода.
Если мы выстроим
все пары обуви на
складе по цвету, то
самый ходовой цвет
будет модой. Мода -
это то, что непременно должны учитывать производители.
6. Как вы думаете, что такое мода в ряде чисел?
Слайд 16Например: в совокупности:
2, 3, 3, 4, 5
модой является число 3.
Иногда в совокупности встречается более чем
одна мода
(например: 2, 6, 6, 6, 8, 9, 9, 9, 10;
здесь две моды = 6 и 9).
Ряд может иметь две моды, а может не иметь моды.
59,68,66,70,67,71,74 – этот ряд не имеет моды.
Слайд 177. Как определить медиану ряда?
Если расставить выборку по возрастанию (или
убыванию), то медиана - это то, что будет ровно посередине
"строя".
Приведите, пожалуйста, пример
Например, если мы расположим по порядку длительности интервалы времени:
секунда, минута, час, сутки и неделя –
то медианой будет час.
Слайд 18 3. Применение знаний и умений на практике
Форма - ТЕСТ
«СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»
Слайд 19 ЧАСТЬ А
1. Найдите
среднее арифметическое ряда чисел:
3; 2; 0; 1; 5; 0; 2;
1;
А) 1,75
Г) 1,5
В) 1,375
Б) 2.2
Верно
1 балл
неверно
Слайд 202. Найдите размах ряда чисел:
4, 1, 0, -4, 2,
0, 3.
ВЕРНО
1 балл
НЕВЕРНО
Б) - 4
В) 3
Г) 8
А) -1
Слайд 213. Выборка 142, 144, 150, 151, 142, 151, 141
содержит сведения о росте
( в см) семи обследованных учеников.
Найдите моду этого ряда.
А) 142
В) 142 и 151
Б) 151
Г) Ряд не имеет
моды
ВЕРНО
1 балл
НЕВЕРНО
Слайд 224. В таблице показано число посетителей поликлиники в разные дни
недели. Найдите медиану ряда
ВЕРНО
1 балл
НЕВЕРНО
А) 145
Б) 130
В) 125
Г) 150
Слайд 23ЧАСТЬ В
В редакции вели ежемесячный учет поступивших в течении
года писем. В результате получили следующий ряд данных:
80, 75,
78, 85, 64, 60, 50, 44, 76, 80, 84, 65.
Найдите медиану этого ряда.
А) 80
Б) 75,5
В) 125
НЕВЕРНО
ВЕРНО
3 балла
Слайд 24Ответы
Часть А
1. А
2. Г
3. Б
4. Б
Часть В
75,5
Слайд 25КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
За каждый правильный ответ части А – 1 балл
За
правильный ответ части В – 3 балла
Если вы набрали 7
баллов, то ваша оценка 5
Если вы набрали от 5 до 6 баллов то ваша оценка 4
Если вы набрали от 3 до 4 баллов, то ваша оценка 3
Если вы не набрали 3 баллов, то надо еще позаниматься и повторить тест. 0
Слайд 264. Физкультминутка - 3 мин
Дружно с вами мы статистику считали.
А
теперь вы дружно встали свои косточки размяли.
На счёт раз в
кулак сожмём, на счёт два в локтях сожмём.
На счёт три – прижмём к плечам, на четыре к небесам.
Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.
Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счёт шесть прошу всех сесть.
Математика вы и я вместе дружная 7-я.
Слайд 275. Закрепление изученного.
Форма – самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Вид
– творческое задание.
1. Творческая задача первого студента
По данным таблицы
построить столбчатую диаграмму
Уровень качества знаний обучающихся групп 11 и 13 за 2014-2015 год
Цель задания: проверить сформированность навыков прикладного использования задач математической статистики;
воспитывать: познавательный интерес к математике; умение работать самостоятельно.
Цель задачи: сравнить качество знаний обучающихся групп 11 и13 за 2014-2015 учебный год
Слайд 28Этапы реализации задачи:
1. Получить необходимую информацию у преподавателя (данные в
процентах)
2. Занести данные в таблицу
3. Построить столбчатую диаграмму
Слайд 292. Творческая задача второго студента
Составить задачу, решение которой можно показать
с помощью круговой диаграммы
Цель задания: проверить сформированность навыков прикладного использования
задач математической статистики; воспитывать познавательный интерес к математике; умение работать самостоятельно.
Цель задачи: провести статистическое исследование о том, в каком количестве и каким транспортом добираются школьники до школы.
Этапы реализации:
1. Провести опрос школьников
2. Занести данные опроса в таблицу
3. В соответствии с собранными данными построить круговую диаграмму.
Слайд 313. Творческая задача третьего студента
Задача. Провести статистическое исследование: сравнить обучающихся
студентов 21 группы по росту и в соответствии с этими
данными построить график.
Цель задания: Цель задания: проверить сформированность навыков прикладного использования задач математической статистики;
воспитывать: познавательный интерес к математике; умение работать самостоятельно.
Цель задачи: сравнить обучающихся 21 группы по росту
Этапы реализации задачи:
1. Собрать данные (расспросить обучающихся, каков их рост)
2. Занести данные в таблицу
3. Построить график.
Слайд 33Задание: Составить задачу статистического исследования, решение которой можно проиллюстрировать как
на столбчатой так и на круговой диаграмме.
Цель задания: проверить сформированность
навыков прикладного использования задач математической статистики; воспитывать познавательный интерес к математике; умение работать самостоятельно.
Задача. Летом студенты отправились на сбор урожая яблок. В первый день до обеда Коля собрал 15 кг яблок, Толя 10 кг, Лена 6 кг и Игорь 4 кг. Построить столбчатую диаграмму производительности труда студентов в первый день до обеда. На круговой диаграмме показать производительность труда в процентном соотношении.
Цель задачи: проиллюстрировать как на столбчатой так и на круговой диаграмме производительность труда студентов в первый день до обеда.
Этапы реализации:
1. Составить задачу
2. По данным задачи составить таблицу
3. По таблице построить столбчатую диаграмму
4. Посчитать производительность туда в процентах для каждого студента
5. По данным в процентах построить круговую диаграмму
4.Творческая задача для двух студентов
Слайд 36
5. Творческая задача следующему студенту
Задание: Составить задачу статистического исследования, используя
сказочного героя. Составить вопросы к данным задачи.
Цель задания: проверить сформированность
навыков прикладного использования задач математической статистики, применение знаний и умений на практике; воспитывать познавательный интерес к математике; умение работать самостоятельно.
Задача. Вини-Пух всю неделю ходил в гости к друзьям. В понедельник он съел 6 банок мёда, во вторник 4 банки мёда, в среду 5 банок мёда, в четверг 10 банок мёда. В Пятницу Вини-Пух вспомнил про неотложные дела. В субботу он снова побывал в гостях и съел 5 банок мёда, а в воскресенье съел 8 банок мёда. Построить диаграмму. Используя диаграмму, ответьте на вопросы.
Цель задачи: составить данные, занести их в таблицу, по данным построить диаграмму, составить вопросы
Слайд 37
Решение
Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю
в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы.
Слайд 39Ответьте на вопросы:
В какой день Винни-Пух побывал в гостях у
самых гостеприимных хозяев?
В какой несчастливый день ему не удалось попасть
в гости?
Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
Слайд 406. Домашнее задание (на распечатке в конце лекции)
На соревнованиях по
прыжкам в высоту среди девочек 14 лет были показаны результаты:
100; 140; 130; 80; 110; 130; 120; 125; 140; 125; 140; 80. Найдите среднее арифметическое и медиану этого набора чисел.
Учащиеся класса за контрольную работу по алгебре получили оценки: 3; 4; 4; 4; 2; 5; 5; 5; 3; 3; 4; 3; 3; 5; 4. Найдите разницу между модой и средним арифметическим этого ряда.
Слайд 41
Подведение итогов урока:
Итак, статистические методы обработки данных из самых разных
областей жизни имеют большое значение. Они позволили создать универсальные научно
обоснованные методы статистических исследований и проверки статистических гипотез.
Подсчёт своих баллов -выставление оценок
Рефлексия