Слайд 1В гостях у пропорции
(ЗАДАЧИ НА ПРОПОРЦИИ)
6 КЛАСС
Автор: Маркова Наталья Федоровна,
учитель
математики,
Больше-Чураковская средняя школа.
Алтынсаринский район
Костанайская область.
Слайд 2Цель урока.
Совершенствование навыков решения текстовых задач с помощью пропорции, закрепление
основного свойства пропорции, развитие познавательного интереса , бережного отношения к
природе.
Слайд 3Девиз урока
« Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть
добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет ».
С.Я.Маршак.
Слайд 4Устный счет
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный
счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Слайд 5Найти неизвестный член пропорции.
24:4=?:3
48:3=64:?
Верна ли пропорция?
125:25=15:3
100:4=200:55
Слайд 6Закончите фразу:
Прямой пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…
Обратной
пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…
Слайд 7Закончите фразу:
Если две величины прямо пропорциональны, то отношение значений одной
величины равно…
Если две величины обратно пропорциональны, то отношение значений одной
величины равно…
Слайд 8Выберите в скобках верный ответ:
Скорость движения автомобиля и путь, пройденный
этим автомобилем, (прямо, обратно) пропорциональны.
Стоимость покупки и количество купленных вещей(прямо,
обратно) пропорциональны.
Скорость движения автомобиля и время, для прохождения определенного расстояния, (прямо, обратно) пропорциональны.
Слайд 10Историческая справка.
Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон (древнеримский политик и
В 4 веке до н.э.
древнегреческий математик Евдокс дал определение
пропорции ) в I веке до н.э.
В 1631 году Вильям Оутред (английский математик. Известен как изобретатель логарифмической линейки ) предложил следующую запись пропорции а ● b :: с ● d.
Рене Декарт ( французский математик, философ, физик и физиолог. Декарт впервые ввел координатную систему.) в 17 веке записывал пропорцию так:
7 | 12 | 84 | 144
В 1693 году Г. В. Лейбниц (немецкий философ, логик, математик,
физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед) предложил современную запись пропорции а : b = с : d.
Слайд 18РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Плодородный черноземный слой земли образуется от гниения растения и
их корней. Определите сколько лет длится процесс образования черноземного слоя
почвы толщиной 23см, если для образования слоя почвы в 4см требуется 1200 лет.
Слайд 19ПРОВЕРЬТЕ РЕШЕНИЕ
4 см-1200лет
23см-хлет.
Решение:
23*1200=27600
27600:4=6900лет
Слайд 20РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Задача 1. Каждый из имеющихся в мире автомобилей за
пробег длиной 15 тыс. км потребляет в среднем 4350 кг
О2 и выбрасывает выхлопные газы, содержащие примерно 200 веществ
За сутки 16 автомобилей выбросили в атмосферу 320 кг выхлопных газов. Сколько килограммов выхлопных газов выбросят 53 автомобиля, если каждый выбрасывает одинаковое количество газов?
Слайд 21РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
За час ночной охотник – летучая мышь – может
съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за
месяц?
Слайд 23 Скворец ценен тем, что уничтожает вредных насекомых в верхних слоях
почвы, которые обычно недоступны остальным птицам.
Скворец, за период выведения
птенцов, может уничтожить до 8 тысяч жуков и их личинок, большое количество гусениц и вредных насекомых. Если 13 учащихся нашего класса повесят по одному скворечнику, то сколько вредных насекомых уничтожат скворцы, заселившие наши скворечники?
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Слайд 24РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Подсчитано, что 1 человек за свою жизнь «изводит» примерно
200 деревьев – на жилье, мебель, игрушки, тетради, газеты, книги,
спички и так далее.
Численность жителей города N составляет 446 тыс. человек. Какое количество деревьев примерно используется для одного поколения жителей всего города?
Слайд 25Решите задачу самостоятельно.
Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту
в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает
в реку за час, за сутки?
Слайд 26Домашнее задание
В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие
прямую и обратную зависимость ,подобрать соответствующие пословицы и поговорки). Например:
Как аукнется, так и откликнется.
Слайд 27Оцените свое настроение на уроке