Слайд 1Открытый урок в 5 классе
тема урока: «Задачи на совместную
работу»
учитель математики: Рузанова В.К
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ГОРОДА
ЕНАКИЕВО»
Слайд 2Цели урока.
Обучающая цель- закрепить и развить навыки решения текстовых задач
арифметическим способом, рассмотреть задачи на совместную работу.
Развивающая цель –
активизировать мыслительную деятельность, развивать умение делать выводы, строить логическую цепочку при решении задач, развивать смекалку и сообразительность, творческие способности учащихся.
Воспитательная цель – развитие внимания, упорства, умения слышать мнение товарищей и совместного хода решения.
Слайд 3Задачи урока.
Познавательные: умение работать с текстом, таблицами (извлекать нужную информацию,
анализировать), формулировать вопросы, отвечать на них, использовать ранее изученный материал.
Регулятивные:
постановка целей на каждом этапе урока, формирование навыков самооценки и взаимооценки, отработка навыков действия по плану.
Коммуникативные: совместное решение задач (в парах, группах), анализ полученных результатов.
Слайд 41. Организационный момент
Недостаточно лишь понять задачу,
необходимо желание решить ее.
Где есть
желание, найдется путь!
Д. Пойа
Каждый урок- это открытие новых знаний. Сегодня
мы будем размышлять над решением задач и приобретем опыт, который нам поможет в жизни.
Слайд 5
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите
их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные
задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
• "+" - справился с задачей без затруднений,
• "±" - справился с задачей, но возникали сложности,
• "-" - не справился с задачей.
Если у вас:
6 – 5,5 «+» - ставим оценку «5»;
5- 4 «+» - ставим оценку «4»;
3 -3,5 «+» - ставим оценку «3».
Слайд 62. Актуализация знаний.
1) Устный счет.
Чтоб наши головы были в порядке,
Мы
проведем мозговую зарядку.
Слайд 82. Решите задачи
1. Маша и Медведь должны заготовить 20 кг
орехов, а они заготовили 3/5 всех орехов. Сколько орехов заготовили
для зимы Маша и Медведь?
2. «Золотая рыбка» выполнила четыре
желания старухи- это 1/100 всех
ее желаний. Сколько желаний
было у старухи?
Слайд 92. Решите задачи
3. Какую часть недели составляет 1 день? 3
дня?
4. Сколько минут содержится в половине, в трети, в четверти
часа?
Слайд 102. Решите задачи
5. Тракторист вспахал поле за 5часов. Какую часть
работы он выполнит за один час?
Слайд 112) Фронтальный опрос:
1.Как сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
2.
Как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями?
3. Как умножить
дроби?
4. Как разделить две дроби?
5.Как разделить число на дробь?
Слайд 123. Постановка цели и задач урока.
Перед вами ребус и
задача, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока.
Разгадайте ребус:
Слайд 13Задача. На субботнике 6 класс убирает сквер за 2 часа,
а 5 класс - за 3 часа. Какую часть сквера
останется убрать после совместной работы в течение часа?
Как решить эту задачу?
С таким типом задач мы еще не встречались.
Как их решать?
Какие существуют способы решения- мы узнаем сегодня на уроке.
Слайд 144. Изучение нового материала.
В задачах на совместную работу речь идёт
о какой - либо деятельности.
Трубы заполняют бассейн, комбайнёры убирают
урожай, строители строят дом и так далее. Деятельность может быть любая.
Какие величины связаны между собой в этих задачах и образуют формулу-ключ?
Именно этим ключом открывается решение любых задач на работу.
Слайд 15Их всего три.
Первая величина в задачах на работу – время.
Это время, за которое выполняется та или иная работа. Измеряется
в секундах, минутах, часах, сутках и так далее. Обозначается буквой t.
Вторая величина – объём работы. Сколько сделано деталей, налито воды, вспахано полей и так далее. Измеряется в тех единицах, о которых идёт речь в задаче: деталях, литрах, полях и т.д. Обозначается буквой A.
Третья величина – производительность. То есть скорость работы. Кто-то (или что-то) работает быстрее, а кто-то (что-то) - медленнее. Обозначается буквой V).
Слайд 16
Задачи на работу обычно содержат следующие величины:
T – время, в
течение которого производится работа,
V – производительность труда, т. е. работа,
произведенная за единицу времени;
A– работа, произведенная за время t.
Слайд 17
Равенства, связывающее эти три величины запишите в тетрадь:
t=A/ v, А=vt,
v=A/t.
Всю работу «Целое» принимаем за 1.
Производительность – часть работы,
выполненная за единицу времени
Слайд 185. Первичное осмысление и применение.
Задача 1.Винтик и Шпунтик собирали автомобиль
за 15 дней. Какую часть автомобиля они собирали за 1
день?
Решение:
1 :15 = 1/15
(часть автомобиля собирали малыши за 1 день.)
Ответ :1/15.
Слайд 19
Задача 2. Знайка прочитал за день 1/4 часть книги. Сколько
дней потребуется Знайки, чтобы прочитать всю книгу?
Решение:
1: 1/4 = 4
(4 дня на чтение всей книги)
Ответ :4 дня.
Слайд 20
Задача3. Утки съедают за один день 1/30 всего корма, а
гуси- 1/45 часть. Какую часть корма птицы поедают вместе?
Решение:
1/30+
1/45 = 1/18.
Ответ :1/18 часть корма поедают птицы вместе.
Слайд 216. Закрепление
Вернемся к задаче, которую рассматривали в начале урока.
Задача.
На субботнике 6 класс убирает сквер за 2 часа, а
5 класс - за 3 часа. Какую часть сквера останется убрать после совместной работы в течение часа?
Решение
1:2 = 1/2 (часть работы, выполненная 6 классом за 1 час);
1:3= 1/3 (часть работы, выполненная 5 классом за 1 час);
1/2 + 1/3 =5/6 (часть работы, выполненная двумя классами) в
1 : 5/6=6/5 (5 и 6 классы уберут сквер).
Ответ: 6/5 часа или 1 час 12 минут.
Слайд 22Решите следующие задачи:
Задача№ 4. Новая машина может выкопать канаву за
10ч., а старая за15 ч. За сколько часов они выполнят
эту работу работая вместе?
Слайд 23
Задача №5. Две трубы наполняют бассейн за 6 часов. Первая
труба наполняет бассейн за10 часов. За сколько часов вторая труба
наполнит этот же бассейн?
Слайд 24Взаимопроверка
Решение задачи №4:
1:10= 1/10(часть работы, выполненная новой машиной за 1час);
1:15=
1/15 (часть работы, выполненная старой машиной за 1 час);
1\10+ 1/15=
5/30=1/6 (часть работы, выполненная двумя машинами за 1 час);1 :1/6 = 6(часов необходимо на выполнение всей работы двумя машинами)
Ответ: 6 часов.
Слайд 25
Решение задачи №5:
1 : 6 =1/6;(часть наполняемости бассейна через две
трубы за 1 час );
1 : 10= 1/10( часть наполняемости
бассейна через первую трубу);
1/6- 1/10=1/15 (часть наполняемости бассейна через вторую трубу);
1: 1/15= 15 (часов время наполняемости бассейна через вторую трубу).
Ответ: 15 часов.
Слайд 266. Проверочная работа
Задача №6. Одна бригада за день выполняет 1/6
задания, другая-2/12 задания. За сколько дней при совместной работе бригады
выполнят это задание?
(Ответ: 3 дня)
Слайд 27
Задача №7. Даша пропалывают грядку за 12 минут, а Маша
— за 20 минут. Какая часть грядки окажется не прополотой,
если они будут работать вместе 5 минут?
(Ответ: 1/3 мин.)
Слайд 28
Давайте вместе проверим ваши умения.
Каждый в тетради решает задачу
по вариантам (В.1-№6, В.2-№7), уже не парами.
Потом вместе по
схеме проверим и каждый поставит себе отметку.
Слайд 297. Рефлексия
Подходит к концу наш урок.
Итак, вы сегодня решали
маленькую часть реальных задач из нашей повседневной жизни.
Задачи на
совместную работу будут становиться сложнее, но алгоритм решения остается неизменным.
Что было самым трудным?
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я понял, что …»
Продолжите фразу: «Дома мне предстоит…»
Слайд 308. Домашнее задание:
С.М. Никольский прочитать п. 4.13.
Решить: №961;
№964 а).