Слайд 1Предмет: математика
Тема: свойства
диагоналей квадрата
Раздел: числа от 1 до
1000.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Класс: 4 «б»
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа № 4»
Алексеева Анна Анатольевна
Слайд 2Цели:
Предметные:
- формировать умение построения квадрата на основе свойства
диагоналей, решать геометрические задачи;
-развивать вычислительные навыки, умение решать составные задачи,
логическое мышление, внимание, память.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, в паре; находить общее решение;
-умение аргументировать своё предположение;
-использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные: проявлять познавательную активность в учебной деятельности.
Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, положительное отношение к урокам математики, понимание роли математических знаний в жизни.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, парами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы, о свойствах диагоналей квадрата, аргументировать свое предположение, строить небольшие математические сообщения в устной форме, применять полученные знания в решении практических задач.
Образовательное пространство урока:
наглядно - иллюстративные средства: учебник «Математика 4 класс» М. И. Моро, рабочая тетрадь к учебнику М. И. Моро.
презентационные средства: физминутка для глаз «Улыбка»;
дидактические средства: учебник, тренажеры;
раздаточный материал: карточки с заданиями для индивидуальной работы, сигнальные карточки;
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Слайд 3I этап. Мотивация к деятельности.
Цель: создать условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность, мотивировать учащихся на восприятие нового материала.
- Как приятно, что при встрече мы знакомым и родным:
- С добрым утром! С добрым утром! С добрым утром! – говорим.
- С добрым утром мои дорогие ребята!
- С каким настроением начинается сегодняшний день?
- Вижу настроение у вас отличное. Проверим готовность у уроку.
- Все готовы. Начинаем урок.
Слайд 4II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.
Минутка чистописания.
Цель: развивать каллиграфические навыки учащихся, закреплять знания нумерации трехзначных
чисел.
- Составьте всевозможные трехзначные числа, используя цифры 2,3,4.
Запишите их в тетрадь в порядке возрастания.
Слайд 5Устный счет.
Цель: закреплять знание нумерации трехзначных чисел, развивать устные вычислительные
навыки, умение работать самостоятельно, используя знания, полученные раннее.
Назовите
числовой ряд, который у вас получился.
Какие числа предшествуют данным?
Какие следуют при счете за ними?
Задание по уровням:
I уровень II уровень
Выберите число, замените его 432 = 400 + … + 2
суммой разрядных слагаемых . 24 = 300 + 20 + 4
… = 200 + 30 + 4
Слайд 6Фронтальная работа с учащимися. Работа с тренажерами.
Индивидуальная работа по карточкам:
карточка № 1.
карточка № 2.
Вставь знаки >, <, = Расставь порядок действий и
3 м * 29 дм найди значения выражений:
43 дм *3 м 4 дм 420 + (127 – 67) : 6 х 3 =
5 см 4 мм * 6 дм 172 – 36 х 2 + 370 =
карточка № 3.
Реши задачу:
Когда первый покупатель купил
9 м ткани, а второй на 4 м больше,
в куске осталось 23 м. Сколько метров
ткани было в куске?
Слайд 7III этап. Выявление места и причины затруднения.
Цель: закреплять знания учащихся
о квадрате, умение находить периметр и площадь квадрата.
Объектам наших исследований
будет фигура, которую вы узнаете, прослушав стихотворение: Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его ….. (квадрат)
Что вы можете сказать о квадрате?
Как найти площадь и периметр квадрата?
Начертите в тетради квадрат со стороной 5 см.
Задание на выбор учащихся:
Найдите периметр Найдите площадь
Проверка выполненных заданий сигнальными карточками.
- Что вы можете сказать о диагоналях квадрата?
Слайд 8IV этап. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: учить принимать учебную
задачу и следовать инструкциям учителя, формировать у школьников способность к
самоорганизации при выполнении учебного задания.
Работа по группам
Инструкция для I группы
1. Возьмите синий квадрат.
2. Не пользуясь измерительными приборами исследуйте диагонали квадрата.
3. Возьмите треугольник, исследуйте углы, полученные при пересечении диагоналей.
4. Сделайте вывод.
5.Обоснуйте свой вывод.
Инструкция для II группы
1.Возьмите красный квадрат. Проведите в нем диагонали.
2.Разрежьте по диагоналям на отрезки.
3. Сколько треугольников получилось?
4. Наложите их попарно друг на друга.
5. Сделайте вывод об отрезках, полученных при пересечении диагоналей квадрата.
6.Обоснуйте свой вывод.
Инструкция для III группы
1.Возьмите желтый квадрат и проведите диагонали (соедините отрезком противоположные вершины).
2. С помощью линейки и циркуля измерьте диагонали квадрата.
3.Что можно сказать о диагоналях квадрата?
4. Обоснуйте свой вывод.
Слайд 9V этап. Реализация построенного проекта.
Цель: формировать умение работать в группе,
делать выводы о свойствах диагоналей квадрата, аргументировать свое предположение, строить
небольшие математические сообщения в устной форме.
Вывод: Диагонали квадрата равны. Отрезки, полученные при пересечении диагоналей равны. При пересечении диагоналей получается 4 прямых угла.
Слайд 10VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: закрепить
полученное знание при решении практических (типовых) задач.
Задание для класса:
Используя свойства
диагоналей квадрата, начертите в тетради квадрат, длина диагоналей которого 5 см.
С чего надо начать выполнение этого задания?
Проговаривание алгоритма действий.
Выполнение задания.
Взаимопроверка.
Где могут пригодится знания о свойствах диагоналей квадрата?
Обсуждение.
Вывод.
Слайд 12VII этап. Повторение, закрепление.
Цель: повторение и закрепление ранее полученных знаний,
умение решать текстовые задачи, развивать вычислительные навыки.
Работа с учебником (фронтально).
Решение задачи: стр. 17 з. 83
1. Прочитайте внимательно задачу. Представьте то, о чем
говорится в задаче?
2. О ком говорится в задаче?
3. Что говорится в задаче о женщинах? Что говорится
о мужчинах?
4. Сколько человек может уместится за 1 столом?
5. На какой вопрос нужно ответить?
6. Выберите схему, которая подойдет к нашей задаче:
Ж – 70 ч. Было - 70 ч. и 30 ч 1 ст. - 4 ч.
? по 4 ч. Сели - ? по 4 ч ? – 70 ч и 30 ч
М – 30 ч Осталось - ? Всего - ?
Обсуждение.
Слайд 13Задания по уровням (по выбору):
уровень: измените условие задачи так,
чтобы задачу можно было решить
двумя способами.
2 уровень: решите задачу самостоятельно составив выражение.
3 уровень: работа в парах:
обсудите ход решения задачи
выберите общее решение
запишите в тетрадь
Самопроверка: 1 уровень: I способ: (а + в) : 4, II способ: а : 4 + в : 4
2 уровень: ( 70 + 50) : 4 = 30 (с)
3 уровень: 1) 70 + 50 = 120 (ч) – всего
2) 120 : 4 = 30 (с) – потребуется, чтобы рассадить 120 ч.
Слайд 14Самостоятельная работа.
Работа в рабочих тетрадях к учебнику М.И. Моро (стр.
13)
Взаимопроверка.
Слайд 15VIII этап. Рефлексия.
Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать
своё эмоциональное состояние.
Давайте приведем рабочее место в порядок и подведем
итог урока.
Я начну, а вы продолжите фразу.
Я сегодня на уроке узнал ………..
запомнил ……
удивился ……
повторил ……
Какое задание вам показалось самым интересным?
С каким настроением заканчивается урок? (жесты)
Домашнее задание: начертите квадрат, проведите в нем диагонали, проверьте свойства диагоналей квадрата, изученные на уроке.