Слайд 1
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
как средство формирования
метапредметных и личностных результатов
БухаринаГ.В. МАОУ СОШ №5 г.Челябинска
Слайд 2
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег
Слайд 3
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от
того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
-
30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Слайд 4−
В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в
работе учителя, на первое место выступают
• деятельностный подход в обучении;
•
необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять;
• знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Слайд 5
С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов,
т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные
в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.
Слайд 6Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
•
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
•
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни
он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Слайд 7На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных
задач, которые подготовят ученика к полноценной проектной деятельности в среднем
и старшем звене.
Особое место проектные задачи должны занять на переходе из начальной школы в основную школу, т. е. в 5-6 классах, как необходимое условие плавного перехода к проектным формам учебной деятельности в подростковой школе. Основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в начальной школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Слайд 8
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего
пути достижения результата в виде реального “продукта”. Фактически проектная задача
задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата, выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации
Слайд 9Этапы проектной задачи:
1. Описание проблемной ситуации, но в этой
ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.
2. Формулировка детьми
задачи по результатам разбора проблемной ситуации.
3.Выполнение предложенных технологических операций.
4. Подготовка и защита готового продукта.
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Слайд 10
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть
сформированы следующие способности:
-рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему
не получилось; видеть трудности, ошибки);
-целеполагать (ставить и удерживать цели);
-планировать (составлять план своей деятельности);
-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать
или аргументировано отклонять точки зрения других).
Слайд 11
Главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это
возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в
новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт»
Слайд 12Средство
формирования
у учащихся
умений проектной
деятельности
Инструмент
диагностики и
оценки предметных
метапредметных и
личностных результатов
Слайд 13Проектная деятельность позволяет:
детям:
- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без
которой многие из них вообще не могут включиться в общую
работу класса без принуждения;
- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
- приобрести навыки разновозрастного общения.
Слайд 14
учителю:
- отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся;
-
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- органически сочетать
“обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе, в группе;
- повышать открытость образования через приобщение родительской общественности к работе в позиции “экспертов наблюдателей”;
Слайд 15
Проектная задача
для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования УУД
школьников.
Появление проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень.
Слайд 16
Темы из курса «Математика-5» (независимо от авторов учебника)
1
Натуральные числа
Когда возникли, первые обозначения, разряды, классы.
Числа в
пословицах и поговорках Магия чисел. г.Челябинск в числах 2
Отрезок. Длина отрезка
Измерения (что меряют, чем меряют). Мера длины в разных странах, сравнение с мерой длины в России
3
Площади и объемы Единицы измерения площадей, когда возникла метрическая система мер
4
Обыкновенные дроби
Почему возникла необходимость введения
5
Десятичные дроби
История возникновения, кто впервые ввел
6
Микрокалькулятор
Когда возникли первые вычислительные устройства
7
Проценты
Где, когда, зачем ввели, какова необходимость
Слайд 17Примеры
проектных работ по теме
«МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
Слайд 18Математические методы
в криминалистике
Архитектурные гармонии
в математике
Слайд 19Математические головоломки
Математика вокруг нас
Математика в моей
будущей профессии
"вкусная
математика" –
про мамины салаты и
количестве ингредиентов в них.
Математические головоломки
Слайд 20Математика о вреде курения
Задача №3
Подсчитано, что одна сигарета сокращает жизнь
на 0,1 часа. Подросток выкуривает в день 0,5 пачки сигарет.
Сколько часов жизни отнимут у него сигареты за два года курящей жизни?
Задача №2
Подсчитано, что смертная доза никотина составляет 0,001 грамма на 1 кг массы тела. Сколько выкуренных сигарет могут оказаться смертельными для подростка имеющего массу 45 килограмм?
Задача №1
При выкуривании 20 сигарет ( 1 пачки) с общей массой 20 грамм образуется 0,18 грамм никотина. Сколько никотина содержится в одной сигарете?
Задача №4 Сколько денег тратит курильщик в год на сигареты, если за сутки он выкуривает 0,5 пачки сигарет, а пачка сигарет стоит 30,5 рубля? ( в одной пачке 20 сигарет)