Разделы презентаций


Решение нестандартных задач

Содержание

Решение нестандартных задач

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №17»

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
«Портфолио»

Проектная работа





Выполнила:
Шульгина Дарья,
ученица 8А класса
Руководитель:
Зандер
Светлана Ивановна,
учитель математики


Славгород, 2009
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №17» Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся«Портфолио»Проектная работа

Слайд 2Решение нестандартных задач

Решение нестандартных задач

Слайд 3
Какая же задача называется нестандартной? «нестандартные задачи – это такие

задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил

и положений, определяющих их решение» (Фридман Л.Н. Как научиться решать задачи).
Однако понятие «нестандартная задача» относительное. Одна и та же задача может быть и стандартной и нестандартной, в зависимости от того, знаком ученик с задачами такого типа или нет.
Какая же задача называется нестандартной? «нестандартные задачи – это такие задачи, для которых в курсе математики не

Слайд 4
Таким образом, нестандартная задача – это задача, алгоритм

решения которой учащемуся неизвестен. Для решения таких задач мы выделили

4 ступени:
1.изучение условия задачи
2.поиск плана решения
3. осуществление плана, т.е. оформление найденного решения
4.изучение полученного решения – критический анализ результата и отбор полезной информации.
Таким образом, нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащемуся неизвестен. Для решения таких

Слайд 5Идея создания проекта:
просмотрев задания олимпиад за несколько прошлых

лет, я поняла, что не могу их так сразу решить,

но убедилась, что это задачи нестандартного типа. Я попытались классифицировать их и разбила на несколько групп.
Цель данного проекта: научиться решать олимпиадные задачи определённого типа
Идея создания проекта:  просмотрев задания олимпиад за несколько прошлых лет, я поняла, что не могу их

Слайд 6 В связи с этим можно выделить следующие задачи проекта:


составить подборку задач по теме: задачи на делимость многозначного числа

на натуральное
решить эти задачи различными способами
использовать вспомогательные задачи
попытаться научиться составлять вспомогательные задачи
использовать метод полной индукции (метод перебора всех возможных случаев), метод неполной индукции (рассмотрение некоторых частных примеров) и решение в общем виде – дедукции
закрепить признаки делимости

В связи с этим можно выделить следующие задачи проекта:  составить подборку задач по теме: задачи

Слайд 7
Я попытаюсь изложить материал так, чтобы он стал

доступен и понятен и другим учащимся, для этого выступлю на

элективных курсах, на конференции. В своём проекте я постараюсь показать ход действий, направление мысли при решении одной интересной задачи. Во что вылились наши поиски, исследования, вы и увидите в этом проекте
Я попытаюсь изложить материал так, чтобы он стал доступен и понятен и другим учащимся, для

Слайд 8При просмотре олимпиадных заданий мы столкнулись с такой задачей:
*

Дано многозначное число авс….kxyz. Отделив от него трёхзначное число, образованное

последними цифрами, получим два числа авс….k и xyz. Доказать, что если разность полученных чисел делится на 7 (11, 13), то и данное число делится на 7 (11, 13)
При просмотре олимпиадных заданий мы столкнулись с такой задачей:  * Дано многозначное число авс….kxyz. Отделив от

Слайд 9
Решить сразу эту задачу я не смогла,


тогда учительница предложила

решить
вспомогательную задачу
Решить сразу эту задачу я не смогла,         тогда

Слайд 10
**В шестизначном числе 1-я цифра совпадает с 4-й, 2-я с

5-й, 3-я с 6-й. Докажите, что это число кратно 7,

11, 13

Я не смогла найти подход к этой задаче, пришлось изучить некоторые основные понятия, условности, обозначения по этой теме, затем прорешать задачи повышенной сложности из учебника алгебры 7 класса
**В шестизначном числе 1-я цифра совпадает с 4-й, 2-я с 5-й, 3-я с 6-й. Докажите, что это

Слайд 11Основные понятия
авс означает число, в котором а – сотни, в

– десятки, с – единицы. Это число можно представить в

виде многочлена: авс = 100* а + 10*в + с

Основные понятияавс означает число, в котором а – сотни, в – десятки, с – единицы. Это число

Слайд 12Закрепим на примерах
1.Представим в виде многочлена:
а) ху = 10х+у
б) ух

= 10у+х
в) аов = 100а + 10о + в
г) авсd

= 1000а + 100в + 10с + d
Закрепим на примерах1.Представим в виде многочлена:а) ху = 10х+уб) ух = 10у+хв) аов = 100а + 10о

Слайд 13
2.Представьте в виде многочлена и упростите его:
а) авс +

сва = 100а + 10в + с + 100с +

10в + а = 101а + 20в + 101с
б) авс + вс = 100а + 10в + с + 10в + с = 100а +20в + 2с
в) авс – ва = 100а + 10в +с – 10в – а = 99а + с
г) авс – ас = 100а + 10в + с – 10а - с = 90а + 10в
2.Представьте в виде многочлена и упростите его:а) авс + сва = 100а + 10в + с

Слайд 14
3. Доказать что:
а) Сумма чисел ав

+ ва кратна сумме (а + в).
Представим в

виде многочлена: 10а + в + 10в + а = 11а + 11в = 11(а+в) т.к один из множителей делится на (а+в), то и все произведение делится на (а+в)
б) Разность чисел ав – ва кратна 9
Представим в виде многочлена: ав – ва = 10а + в – 10в – а = 9а – 9в = 9(а-в) т.к один из множителей делится на 9, то и все произведение кратно 9.
3. Доказать что: а) Сумма чисел ав + ва кратна сумме (а + в).

Слайд 15Задача

Доказать, что если к

двузначному числу прибавить число оканчивающееся теми же цифрами, но в

обратном порядке, то полученная сумма будет кратна 11. Выполняется ли свойство для
трехзначных чисел?





Задача     Доказать, что если к двузначному числу прибавить число оканчивающееся теми же цифрами,

Слайд 16РЕШЕНИЕ:
ав+ва = 10а + в + 10в +

а = 11а+11в = 11 ( а+в) число кратно 11

Попробуем использовать этот же алгоритм для трехзначных чисел.
авс +сва = 100а +10в+с+100с+10в+а= 101а+20в+101с свойство не выполняется. Число не делится на 11

РЕШЕНИЕ:  ав+ва = 10а + в + 10в + а = 11а+11в = 11 ( а+в)

Слайд 17Вернёмся к вспомогательной задаче **

Обозначим 1ц –

а, 2я – в, 3я – с , тогда число

авсавс= 100000а + 10000в + 1000с + 100а + 10в + с =1000 ( 100а + 10в + с ) + авс = 1000авс + авс = 1001авс = 11*7*13 авс кратно 7,11,13
Вернёмся к вспомогательной задаче **   Обозначим 1ц – а, 2я – в, 3я – с

Слайд 18Вернёмся к первоначальной задаче *

авс…к -xyz

= ?
Сначала я никак не могла расписать разность,

но потом я поняла, что разность делится на 7 авс…к xyz = 1000 ( авс…к ) + xyz = 1000 авс…к + авс…к – авс…к + xyz = 1001 авс…к + ( xyz – авс…к) скобка уже делится на 7 , то и число 1001 тоже делится на 7, т.к каждое слагаемое делится на 7, то и вся сумма делится на 7 ( признак делимости суммы)
Теперь мы можем сами вывести признак делимости на 7,11,13
Вернёмся к первоначальной задаче *    авс…к -xyz = ?  Сначала я никак не

Слайд 19ГИПОТЕЗА!
Если разность между самим многозначным числом и числом,

состоящим из 3х последних цифр, делится на 7,11,13, то и

все число делится на 7,11,13
НАПРИМЕР: 235 123 Вычтем из самого числа меньшее число и разность разделим на 7
235 – 123 = 112 : 7 = 16
Проверим делится ли само число на 7. Число делится!
А, например, число 234123 не делится на 7.
(проверено на10 примерах)
ГИПОТЕЗА!  Если разность между самим многозначным числом и числом, состоящим из 3х последних цифр, делится на

Слайд 20
Решив данную задачу, стало интересно, можно ли этот

подход применить к другим подобным задачам, например таким:

Решив данную задачу, стало интересно, можно ли этот подход применить к другим подобным задачам, например

Слайд 21Задача. Найти двузначное число, которое в 4 раза больше суммы

его цифр

Решение: (1 способ) пусть само число ав = 10а

+ в, 0 а 9, 0 в 9
По условию задачи составим уравнение
10а + в = 4 ( а + в )
6а = 3в
2а = в
в этом уравнении нужно решать с помощью подбора , учитывая что а,в – цифры ( использовать метод полной индукции)
Если а = 1 то в = 2, т.е число = 12
а = 2 то в = 4 т.е число = 24
а = 3 то в = 6 т.е число = 36
а = 4 то в = 8 т.е число = 48
а = 5 то в = 10 такого быть не может т.к в не должно быть больше 9
ОТВЕТ: 12, 24,36,48
Задача. Найти двузначное число, которое в 4 раза больше суммы его цифрРешение: (1 способ) пусть само число

Слайд 222 – ой способ
РЕШЕНИЕ: ав больше (а + в) в

4 раза
Возьмем например а = 1 ( 1

*10), в = 4
ав = 14
14 не больше 5 в 3 раза
Возьмем а = 1 ( 1 *10), в =3
ав = 13
13 не больше 4 в 4 раза
Возьмем а = 1 ( 1 *10), в = 2
ав = 12
12 больше 3 в 4 раза !
Так же можно взять числа 24, 36, 48
2 – ой способРЕШЕНИЕ: ав больше (а + в) в 4 разаВозьмем например а = 1

Слайд 23ЗАДАЧА
К некоторому двузначному числу слева и справа приписали

по 1. В результате получили число, в 23 раза больше

первоначального. Найти это двузначное число.
РЕШЕНИЕ1: 1*ав*1=23*ав ав=10а+в
1000+10ав+1=23ав
1001=13ав
ав=77
Ответ:77
ЗАДАЧА  К некоторому двузначному числу слева и справа приписали по 1. В результате получили число, в

Слайд 24РЕШЕНИЕ (способ 2):
1ав1=23ав
Вместо в должно быть число 7 т.к

3*7= ( а 1ав1 заканчивается 1)
1а71=23 а7
1000+100а+10в+1=230а+23в
130а+13в=1001
130а+13*7=1001
130а=910
а=910/130
а=7

а - десятки, в – единицы ав=77
ответ:77
РЕШЕНИЕ (способ 2):1ав1=23ав Вместо в должно быть число 7 т.к 3*7=   ( а 1ав1 заканчивается

Слайд 25ЗАДАЧА
Если к задуманному числу справа приписать 0 и

результат вычесть из числа 143, то получится утроенное задуманное число.

Какое число задумано?
РЕШЕНИЕ: 143 – хо=3*х
Если х - однозначное, то хо – двузначное число
143-10х-о=3х
143=13х
Х=11 ( задуманное число)
Если х – двузначное число, то хо – трехзначное
143-100х-о=3х
143=103х
Х=1 (приблизительно) (ВАРИАНТ не подходит)

ЗАДАЧА  Если к задуманному числу справа приписать 0 и результат вычесть из числа 143, то получится

Слайд 26Вспомогательные задачи ( придуманные мною)

1. К числу

х приписали справа цифру 3, представить полученное число в виде

суммы, если х а)двузначное число б)трёхзначное число
2. К числу у приписали слева цифру 7, представить полученное число в виде суммы, если у а)двузначное число б)трёхзначное число
Вспомогательные задачи ( придуманные мною)    1. К числу х приписали справа цифру 3, представить

Слайд 27Рефлексия
Мне очень понравилось работать с этим типом задач (

разложение на множители в виде разрядных слагаемых). Эти задачи не

просты в решении, поэтому к ним нужен особый подход. Может поэтому они мне очень понравились. Тем более эти задачи помогут при подготовке и проведении олимпиадных задач. В дальнейшем я хочу разобраться в решении задач со степенями
Рефлексия Мне очень понравилось работать с этим типом задач ( разложение на множители в виде разрядных слагаемых).

Слайд 28Литература
Энциклопедический словарь юного математика/Составитель Э-68 А.П.Савин,-М., Педагогика,1989
Алгебра, 7класс. Под редакцией

С.А. Теляковского

ЛитератураЭнциклопедический словарь юного математика/Составитель Э-68 А.П.Савин,-М., Педагогика,1989Алгебра, 7класс. Под редакцией С.А. Теляковского

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика