Слайд 4Сложение
До 15 века почти не было общепринятых арифметических знаков.
В
15 – 16 веках для знака сложения использовали латинскую букву
«P», начальную букву слова «плюс».
Для сложения употреблялось также латинское слово «et», обозначающее «и». Так как слово «et» приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали сначала одну букву «t» которая постепенно превратилось в знак «+».
Древние египтяне обозначали сложение знаком – рисунком шагающих ног.
Название «слагаемое» впервые встречается в работах математиков 13 века, а понятие «сумма» - в 15 веке. До этого времени суммой называли результат любого из четырёх арифметических действий.
Впервые знаки «+» и «-» в печати появляются в книге «Быстрый и красивый счёт для всего купечества». Её написал чешский математик Ян Видман в 1489 году.
Слайд 5Вычитание
Существует мнение, что знаки «+» и «-» возникли в
торговой практике. Виноторговец чёрточками отмечал, сколько мер вина он продал
из бочки. Приливая в бочку новые запасы, он перечёркивал столько расходных чёрточек, сколько мер он восстановил. Так, якобы, произошли знаки сложения и вычитания в 15 веке.
Для обозначения вычитания в 3 веке до нашей эры в Греции использовали перевёрнутую греческую букву пси Ψ.
Итальянские математики пользовались для этого буквой m, начальной буквой в слове «минус».
В 16 веке для обозначения действия вычитания стали применять знак «-», и чтобы отличать минус от тире, в 17 веке минус стали обозначать знаком ÷ Этот знак встречается у русского математика Леонтия Магницкого в начале 18 века в его книге «Арифметика». В книге Леонтия Филипповича Магницкого примеры на вычитание выглядели так: 6 ÷ 2 15 ÷ 12
Слайд 6Умножение
Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву
М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение,
- мультипликация. От этого слова произошло название «мультфильм».
В 16 – 17 веках единообразия в употреблении символов не было. Только в конце 18 века большинство математиков применяли для умножения точку.
Вильям Оутред – английский математик –в 1631 году ввёл знак умножения крестиком.
Точкой для обозначения умножения пользовался знаменитый немецкий математик 17 века Вильгельм Лёйбниц.
В Европе долгое время произведение называли суммой умножения. Название «множитель» упоминается в работах 11 века, а «множимое» в 13 веке.
В России впервые дал названия компонентам умножения Леонтий Магницкий в начале 18 века.
Слайд 7Деление
На протяжении тысячелетий действие деления не обозначали знаками. Его просто
называли и записывали словами.
Индийские математики первыми стали обозначать деление начальной
буквой из названия этого действия –Д.
Арабы ввели для обозначения деления черту. Её перенял от арабов в 13 веке итальянский математик Фибоначчи. Он же впервые применил термин «частное».
Знак двоеточия (:) для деления стали применять в конце 17 века. До этого применялся и такой знак ÷
В России названия «делимое», «делитель», «частное» впервые ввёл Леонтий Магницкий в начале 18 века.
Слайд 8Равенство
Знак равенства обозначался в разные времена по – разному: и
словами и символами.
Очень понятный для нас знак «=» ввёл в
1557 году английский математик и врач Роберт Рекорд. Он так объяснил выбор знака. «Никакие два предмета не могут в большей степени быть равны между собой, как две параллельные прямые».
Этот знак вошёл во всеобщее употребление только в 18 веке, благодаря немецкому математику Вильгельму Лейбницу.
Слайд 10в Мексике деньгами были какао-бобы;
в Канаде, Аляске и Сибири древние
предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей;
у некоторых племен
Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины;
племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие.
Слайд 11Деньги из металла – легко хранить, транспортировать.
Бумажные деньги - появились
в 910 году в Китае. А в России первые бумажные
деньги были введены при Екатерине II в 1769 году.
Слайд 13Тема: «Символы и знаки»
Цель: Создайте эмблему клуба «Умники и умницы»
при помощи разных символов и знаков, чтобы окружающие это поняли.