Слайд 1Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Бюджетное учреждение
высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
VIII Окружная
научная конференция школьников
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ»
Решение уравнений 3 и 4-ой степени с помощью теоремы Безу
Автор: Крук Виктория, 9 б класс
МБОУ «Федоровская СО№ 5»,
Научный руководитель: Ганина Татьяна Петровна, учитель математики
МБОУ «Федоровская СОШ № 5»
Г.п.Федоровский
2018 год
Цель
выяснить для каких уравнений 3и 4 степени можно применить теорему Безу и научиться их решать.
Задачи:
Ознакомиться с биографией Этьена Безу;
Проанализировать теорему и следствия из неё;
Показать конкретные примеры применения теоремы к решению уравнений;
Ознакомить одноклассников с решением уравнений высших степеней;
Создать подборку уравнений для практического применения.
Слайд 3Объект: уравнения 3-ей и 4-ой степени.
Предмет исследования - решение уравнений с
помощью теоремы Безу.
В процессе выполнения
работы применялись такие методы исследования: изучение литературных и Интернет-ресурсов, сравнение, обобщение, аналогии, анализ информации. Гипотеза - если существует хотя бы один корень уравнения среди делителей свободного члена уравнения 3-ей и 4-ой степени, то при решении таких уравнений можно применять теорему Безу.
Слайд 4Этьен Безу (1739 – 1783)
Этьен Безу - французский математик, член
Парижской Академии Наук (с 1758 года).
Родился в Немуре 31 марта 1730 года и умер 27 сентября 1783 года.
С 1763 года Безу преподавал математику в училище гардемаринов, а с 1768 года и в королевском артиллерийском корпусе.
Основные работы Этьена Безу относятся к высшей алгебре, они посвящены созданию теории решения алгебраических уравнений. В теории решения систем линейных уравнений он содействовал возникновению теории определителей, развивал теорию исключения неизвестных из систем уравнений высших степеней, доказал теорему (впервые сформулированную Колином Маклореном) о том, что две кривые порядка m и n пересекаются не более чем в mn точках.
Во Франции и за её границей вплоть до 1848 года был очень популярен его шести томный “Курс математики “, который Безу писал пять лет с 1764 по 1769 год. Также, он развил метод неопределённых множителей: в элементарной алгебре его именем назван способ решения систем уравнений, основанный на этом методе. Часть трудов Безу посвящена внешней баллистике.
Именем учёного названа одна из основных теорем алгебры, о которой будет идти речь ниже.
Слайд 5Теорема Безу
Если уравнение
a0 xⁿ+a1
xn-1+a2 xn-2+…+an-1 x+an= 0,
в котором все коэффициенты
целые числа, причем свободный член отличен от нуля, имеет целый корень, то этот корень является делителем свободного члена.
Слайд 6Учитывая, что в левой части уравнения многочлен n-й степени, то
теорема имеет и другую трактовку.
Теорема. При делении
многочлена n-й степени относительно x на двучлен x – a остаток
равен значению делимого при x = a (буква a может обозначать любое действительное или
мнимое число, т.е. любое комплексное число).
Слайд 7Отметим, что теорема Безу важна не столь сама по себе,
сколько своими следствиями.
Следствие 1. Остаток от
деления многочлена f(x) на двучлен (ax+b) равен значению этого многочлена при x=-b/a, т.е. R=f(-b/a).
Следствие 2. Если число a является корнем многочлена f(x), то этот многочлен делится на (x-a) без остатка.
Следствие 3. Если многочлен f(x) имеет попарно различные корни a1, a2 ,… ,an ,то он делится на произведение (x-a1)…(x-an) без остатка.
Следствие 4. Многочлен степени n имеет не более n различных корней.
Следствие 5. Для любого многочлена f(x) и числа a разность (f(x)-f(a)) делится без остатка на двучлен (x-a).
Следствие 6. Число a является корнем многочлена f(x) степени не ниже первой только тогда, когда f(x) делится на (x-a) без остатка.
Следствие 7. Многочлен, не имеющий действительных корней, в разложении на множители линейных множителей не содержит.
Слайд 8Остановлюсь на рассмотрении некоторых примеров применения теоремы Безу к решению
практических задач.
1. Найти остаток от деления многочлена
x3–3x2+6x–5 на
двучлен x–2.
По теореме Безу:
R=f(2)=23–3*22+6*2–5=3.
Ответ: R=3.
Слайд 9
При каком значении a многочлен
x4+ax3+3x2–4x–4
делится без остатка на
двучлен x–2?
По теореме Безу:
R=f(2)=16+8a+12–8– 4=8a+16.
Но по условию R=0,
значит
8a+16=0, отсюда a=-2.
Ответ: a=-2.
Слайд 102. Разложение многочлена на множители
При разложении
на множители полезно помнить, что если число а является
корнем многочлена р(х), то p(x) делится на x-а, т. е. представляем в виде p(x)=( x-а)Q(x).
Таким образом, зная корень многочлена, его легко разложить на множители (например разделить p(x) на x-а «уголком», получим в частном Q(x).
Любой целый корень многочлена с целым коэффициентами по теореме Безу является делителем свободного члена.
Слайд 11Разложить на множители многочлен f(x)=x4+4x2–5.
_x4+4x2–5 x–1
x4–x3
x3+x2+5x+5
x3+4x2
x3–x2
_5x2–5
5x2–5x
_5x–5
5x–5
0
f(x)/(x–1)=x3+x2+5x+5,
значит f(x)=(x–1)(x3+x2+5x+5).
_x3+x2+5x+5 x+1
x3+x2 x2 +5
_5x+5
5x+5
0
(x3+x2+5x+5)/(x+1)=x2+5, значит x3+x2+5x+5=(x+1)(x2+5).
Отсюда f(x)=(x–1)(x+1)(x2+5).
По следствию 7 (x2+5) на множители не раскладывается, т.к. действительных корней не имеет, поэтому f(x) далее на множители не раскладывается.
Ответ: x4+4x2–5=(x–1)(x+1)(x2+5).
Среди делителей свободного члена многочлена x4+4x2–5 число 1 является корнем данного многочлена f(x), а это значит, что по следствию 2 из теоремы Безу f(x) делится на (x–1) без остатка:
Среди делителей свободного члена многочлена x3+x2+5x+5 x= -1 является его корнем, а это значит, что по следствию 2 из теоремы Безу x3+x2+5x+5 делится на (x+1) без остатка:
Слайд 123. Решение уравнений
Отметим, что при решении уравнений
с помощью теоремы Безу необходимо:
найти все целые делители свободного члена;
из
этих делителей найти хотя бы один корень уравнения (a);
левую часть уравнения разделить на (x-a);
записать в левой части уравнения произведение делителя и частного;
решить полученное уравнение.
Слайд 13Решить уравнение х3 - 6х2 + 5х + 12 =
0
Делители 12: ±1: ±2: ±3: ±4:
±6: ±12
х = -1 – корень уравнения т.к. - 1 - 6 - 5 + 12 = 0
_х3 - 6х2 + 5х + 12 х +1
х3 + х2 х2 – 7х + 12
_ -7х2 + 5х
-7х2 – 7х
_ 12х + 12
12х +12
0
(х2 – 7х + 12)(х +1) = 0
х2 – 7х + 12 = 0 или х + 1 = 0
х1 + х2 = 7 х1 = 3 х = -1
х1 х2 = 12 х2 = 4
Ответ: х1 = 3; х2 = 4: х3 = -1.
Слайд 14Решить уравнение x3-5x2+8x-6=0.
Делители -6: ±1; ±2; ±3; ±6.
х =
3 – корень уравнения, т.к. 27-45+24-6=0
_x3-5x2+8x-6 x-3
x3-3x2
x2-2x+2
_ -2x2+8x
-2x2+6x
_2x-6
2x-6
0
x3-5x2+8x-6=(x2-2x+2)(x-3)
(x2-2x+2)(x-3)=0
x2-2x+2=0 – квадратное уравнение, корней не имеет, т.к. D<0.
Ответ: x=3.
Слайд 15Решить уравнение x4+3x3-13x2-9x+30=0.
Делители 30: ±1; ±2; ±3; ±5; ±6;
±15; ±30.
х = 2 – корень уравнения
_x4+3x3-13x2-9x+30
x–2
x4-2x3 x3+5x2-3x-15
_5x3-13x2
5x3-10x2
_-3x2-9x
-3x2+6x
_-15x+30
-15x+30
0
Итак, (x-2)(x3+5x2-3x-15)=0
(x-2)(x3+5x2-3x-15)=0
Делители -15: ±1; ±3; ±5; ±15
х=-5 – корень уравнения
_ x3+5x2-3x-15 х+5
x3+5x2 x2 -3
_ -3x-15
-3x-15
0
(x-2)(x+5)(x2-3)=0
Ответ: x1=2, x2=-5, x3,4=
Слайд 16 Вывод
Я считаю, что
смогла выполнить поставленную перед собой цель работы, так как:
изучила
и описала алгоритм решения
уравнений 3-4 степени с помощью теоремы Безу;
представила результаты исследования одноклассникам с целью знакомства решения уравнений 3-4 степени.
Итогом моей работы является образовательный продукт – создано пособие для учащихся на тему: «Решения уравнений 3-4 степени».
Слайд 17Пособие для учащихся«Решение уравнений высших степеней».
Решить уравнение 4x3 -2x2
+ 2x-4=0
Решить уравнение x3 +6x2 + 11х+6=0
Решить уравнение x3 +x2
+ 3x-5=0
Решить уравнение x3 +2x2 -5x-6=0
Решить уравнение x3 +15x2 + 48x-64=0
Решить уравнение x3 +7x2 + 8x-16=0
Решить уравнение x4+4x3-7x2-34x-24=0.
Решить уравнение x4-4x3-19x2+106x-120=0
Решить уравнение x4-x3-32x2-12x+144=0.
Решить уравнение x6+x5-7x4-5x3+16x2+6x-2=0.
Слайд 18Литература
Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики.
Виленкин Н.Я. и др. Алгебра. Учебник для учащихся 9 классов
с углубленным изучением математики – М., Просвещение, 2007.
Виленкин Н.Я., Шибасов Л.П., Шибасова З.Ф. За страницами учебника математики. Арифметика. Алгебра. 10-11 класс – М., Просвещение, 2008. 4.
Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики – М., Просвещение, 2008.
Дорофеев Г.В. Многочлены с одной переменной / Г.В.Дорофеев /. Математика для школьников №3 – 2005.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М., Просвещение, 2006.
Мордкович А.Г. Алгебра. Углубленное изучение. 8 класс. Учебник – М., Мнемозина, 2006.
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Книга для учащихся 7-9 классов средней школы. Л.Ф.Пичурин – Москва: Просвещение, 1990.