Слайд 1 Выступление на педсовете школы 30.12.2015г. На тему:« Роль внеурочной деятельности
по математике
в условиях внедрения ФГОС в среднем звене.»
Презентацию подготовила
Завадская Елена Владимировна
учитель математики высшей категории
МБОУ СОШ №18 г . Брянска
2015г.
Слайд 2Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Слайд 3В условиях внедрения ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является важнейшей частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе по математике доступны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая и проблемно-ценностное общение.
Слайд 4Внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по
привитию интереса к предмету.
Не секрет, что для многих учеников
математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его.
Слайд 5Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые
на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический
кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике.
Слайд 6Исходя из основной цели внеурочной деятельности по математике, можно выделить
частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности;
1) формирование
коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование интереса в целом;
3) выявление и поддержка математически одаренных учащихся;
4) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Слайд 7Внеурочная деятельность основывается на общедидактических принципах, важнейшим из которых является:
принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности,
связи теории с практикой, доступности, наглядности.
Общеизвестно, что существует некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.
Слайд 8 Изучение математики, особенно в среднем звене, в условиях внедрения
ФГОС требует совместных усилий, как со стороны учителя, детей, так
и со стороны родителей. В этом случае необходимо полное взаимопонимание всех сторон, участвующих в образовательном процессе.
Я считаю, что внеурочная деятельность по предмету имеет в современное время особо важную роль. Ведь математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
Слайд 9Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в
наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение
в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Слайд 10 Работая в этом году в 5 классе я разработала
примерную программу внеурочной деятельности для пятого класса, обучающегося по ФГОС,
внося так же коррективы с учетом возраста учащихся, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Слайд 11
Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и
формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка .
Образовательные
задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Слайд 12Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
-
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
-
воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.
Слайд 13Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли,
критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей;
- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Слайд 14Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий
программу общеобразовательной школы по математике
. Большое внимание в программе уделяется
истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.
Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Слайд 15Программа кружка рассчитана на один год обучения (34 занятия
в течение учебного года).
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев
на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание блока «Математическая шкатулка»(банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения.
Слайд 16Программа внеурочной деятельности по математике
5 класс
Слайд 17 О математике с улыбкой. Веселая викторина. Высказывания великих людей
о математике.( 2 часа)
Из истории чисел: арабская и римская нумерация
чисел и действия с ними.( 2 часа)
Игры. .( 2 часа)
Математическая олимпиада. .( 2 часа)
Числа великаны и числа карлики (2 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. .( 2 часа)
. Задачи, решаемые с конца. .( 2 часа)
Задачи на взвешивания.( 2 часа)
Логические задачи. .( 2 часа)
Слайд 18. Задачи на разрезания и складывание фигур. .( 2 часа)
История
календаря. .( 2 часа)
Старинные математические истории. .( 2 часа)
Математические ребусы.( 2 часа)
Упражнения на быстрый счет. .( 2 часа)
Переливания. .( 2 часа)
Выпуск математических газеты, брошюр и презентаций ( 2 часа)
Итоговое занятие ( форме игры или конференции) ( 2 часа)
Слайд 19Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, учитель
получает возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности:
от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора
Слайд 20Внеурочная деятельность в 5-а
классе
Сизов Егор читает своё сообщение об истории
возникновения математических знаков действий.
Слайд 21Шаго Роман на одном из уроков рассказал о возникновении натуральных
чисел.
Слайд 22Зеваков Глеб сделал интересную подборку задач со спичками
( задач
на перестановки отрезков)
Слайд 23Ученики внимательно слушают выступления своих товарищей.
Слайд 25Лыткин Никита со своей презентацией о великих математиках.
Слайд 27На занятиях математического кружка. Тема « Оригами»
Слайд 30Внеурочная деятельность продолжается….