Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
на уроках математики.
Маторыкина А.Д.
Учитель математики МОУ СОШ №
54
Слайд 2Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане
– умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной
нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться
Слайд 3Организация учебной деятельности:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока
с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований;
4) благоприятный эмоциональный настрой.
Слайд 4Причины резкого ухудшения здоровья детей:
Малоподвижный образ жизни,
перегрузка учебного процесса,
монотонность, статические формы организации,
отсутствие здорового образа жизни во многих
семьях,
трудности в организации правильного питания дома,
неблагоприятная экологическая ситуация,
Слайд 5Здоровье детей – это общая проблема:
Медиков
Педагогов
Родителей
Слайд 6Создание здоровьесберегающей среды на уроках математики
подготовку кабинета к работе: состояние
парт, доски, освещённость, проветривание помещения. Каждый ученик приводит в порядок
своё рабочее место.
с первых минут урока создаётся обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Слайд 7
Смена поз во время урока, когда можно работать стоя и
сидя.
Планируя работу на доске, располагаю задания так, что выполнялись сначала
более простые, требующие меньше записей. Они помещаются в нижней части доски.
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.
Слайд 8
С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно
проводить с закрытыми глазами.
В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять
стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон.
Обязательное применение физкультминуток
Слайд 9На уроках математики важно включать в физкультминутки упражнения для глаз,
так как они служат профилактикой нарушения зрения:
вертикальные движения глаз вверх-вниз;
горизонтальные
вправо-влево;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
массаж век и другие.
Слайд 10Для улучшения работы мозга
растирание ушных раковин и пальцев –
активизирует все системы организма;
перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного
мозга;
качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения;
упражнение « кнопка мозга» - способствует быстрому включению головного мозга в работу.
Слайд 11Полезно решать задачи, связанные с понятиями:
«правильное питание»;
«гигиена тела»;
«гигиена полости рта»;
«здоровый
образ жизни»
Слайд 12Задача
по теме «Умножение десятичных дробей»
Ученик 5 класса Антон Иванов
на перемене после второго урока купил в школьном буфете 2
пакета чипсов по 5,4 рубля за штуку. После четвертого урока — йогурт за 4,8 рубля и сок за 6,7 рубля. После окончания уроков он ещё раз забежал в буфет и купил 3 леденца «Чупа - чупс" по 2,6 рубля. Сколько денег у него осталось, если утром у него было 33,8 рубля? Сколько денег осталось бы у Антона, если бы он сам не наносил вред своему здоровью?
Слайд 13Задача
по теме «Обыкновенные дроби»
«Из чего выпекали хлеб в блокадном
Ленинграде? Ржаная мука 6/10 кг, льняной жмых – 5/100 кг,
отруби – 6/100 кг, овсяная мука – 8/100 кг, соевая мука – 4/100 кг, солодовая мука – 12/100 кг, пшеничная мука – 5/100 кг. Выразите в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба»
Слайд 14Задача по теме «Распорядок дня»
«Решив начать новую жизнь,Коля Перестукин из
Страны Невыученных уроков составил себе такое расписание на день: ¼
часть суток – занятия в школе;1/6 часть суток – чтение книг, 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – приём пищи; 1/3 часть суток-занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?»
Слайд 15
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики обеспечивает сохранение психического и
физического здоровья учащихся школы, способствует лучшему овладению ими системой математических
знаний, умений и навыков.
Слайд 16«Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть
здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать
им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Слайд 17Найдите истинные высказывания. Из соответствующих им букв составьте название медицинского
термина. Что он обозначает?
К – 8 делитель 68,
У – 3 делитель 15,
Р – 16 делитель 4,
Т – 24 делитель 72,
О – 1 делитель х,
Е – 70 кратное 21,
М – 12 кратное 6,
Д – 6 кратное 24,
Л – 60 кратное 15,
В – 2 кратное 48,
Е – х кратное х,
Н – с кратное 1,
И – 3 делитель 333,
С – 13655 делитель 5,
Е – 15 делитель 75.
Ответ: Утомление – возникающее вследствие работы временное ухудшение состояния организма человека, чувство усталости.
ложно
истинно
Слайд 18Найдите НОД и НОК чисел и, подставив их в таблицу,
узнай каким образом можно преодолевать утомление и стресс.
НОД(25, 15) –
С
НОД(22, 99) – М
НОД (141, 142) - Е
НОД(18, 72) – И
НОД(48, 16) – В
НОД(14, 18) – Н
НОК(11, 12) – Ь
Слайд 19Найдите НОД и НОК чисел и, подставив их в таблицу,
узнай каким образом можно преодолевать утомление и стресс.
НОД(25, 15) –
С
НОД(22, 99) – М
НОД (141, 142) - Е
НОД(18, 72) – И
НОД(48, 16) – В
НОД(14, 18) – Н
НОК(11, 12) – Ь
Слайд 20Пользуясь графиком работоспособности в течение рабочей недели, найдите истинные высказывания.
Из чисел, соответствующих правильным ответам, составьте а) числа, кратные 2,
и б) числа, кратные 5. Сколько получилось чисел?
Работоспособность (усл. ед.)
Дни недели
0 – Самая высокая работоспособность в понедельник.
1 – Работоспособность в среду ниже работоспособности с четверг.
2 – Работоспособность во вторник и четверг одинакова.
3 – Самый непродуктивный день – пятница.
4 – Работоспособность заметно снижается в пятницу.
5 – Самая высокая работоспособность в среду.
6 – Всю неделю работоспособность одинаковая.
Ответ: 2, 4, 5;
а) 254, 452, 524, 542;
б) 245, 425.
Слайд 21 В 1999 году в Москве было 2708 ВИЧ-
инфицированных, в 2000 году – 8064. Если рассмотреть арифметическую прогрессию,
где a1 = 2708, a2 = 8064, то можно узнать, сколько инфицированных может быть в Москве в 2010 году, если тенденция сохранится?
Ответ: в 2010 году – 61624.
Возможно, что эти данные не отражают реальной картины
Слайд 22Например, «Найди пару»: Найди в таблице число и его квадрат:
Слайд 24Простой вопрос – воспроизвести какие-либо определения, теоремы,..(Какой многочлен называется многочленом
стандартного вида?)
Уточняющий вопрос - Вопрос начинается со слов «Если я
правильно понял…?», «Я могу ошибаться, но, по моему, ты сказал о …»»то есть ты говоришь, что…». (Верно ли я понял, что если выражение состоит из двух слагаемых, то многочлен будет называться двучленом?... То есть ты говоришь, что название многочлена зависит от количества одночленов?
Творческий – «Что изменилось бы, если…?»
Вопрос–интерпретация (объясняющие вопросы)- вопросы начинаются со слов «Почему…?»… (Почему при приведении многочлена к стандартному виду необходимо сначала каждый одночлен записать в виде стандартного одночлена?, Что произойдет если я этого не сделаю?
Практический вопрос – вопрос направлен на взаимосвязь теории и практики. (Какую степень будет иметь многочлен такого вида как 0? а-3в-4ав?)
Слайд 25
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ».
М (мизинец) – мыслительный
процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б
(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Слайд 26Оздоровительные моменты на уроке
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж
активных точек