Слайд 1ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РИТОРИКИ
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Слайд 2Цели урока:
1. Изучить риторические фигуры.
2. Уметь находить риторические фигуры в
тексте.
3. Уметь использовать при построении собственных текстов.
Слайд 3«Каждый язык имеет свои обороты,
свои условленные риторические фигуры»
А.С.Пушкин
Слайд 4Задача: записать названия риторических фигур и представить конспект.
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Фигура речи – (фигура риторическая, фигура стилистическая).
Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.
Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ
(по Михальской А.К.)
Первая группа включает риторические фигуры, при которых конструкция
фразы определяется соотношением значений слов – понятий в ней. Это
антитеза и градация. Противопоставление понятий и соответствующее построение фразы образует фигуру антитезы; расположение понятий в порядке нарастания или убывания значения – фигуру градации.
Слайд 7
Что значит «нарастание значения» или «убывание значения»? Речь идет о
степени экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности» выражения (слова, оборота, фразы).
Соответственно существуют:
«восходящая градация» и
«нисходящая градация».
Слайд 8
Вторая группа объединяет синтаксические схемы (фигуры, конструкции), которые обладают свойством
облегчать понимание, запоминание, слушание. Это фигуры:
повтор (звуковой, смысловой, словесный,
повтор однокоренных слов),
единоначатие,
параллелизм (синтаксический),
период.
Слайд 9
В эту же группу имеет смысл отнести и фигуры расположения,
которые привлекают внимание спецификой синтаксических конструкций. Эффект создается за счет
нестандартного построения фразы; в их числе:
инверсия,
парцелляция,
номинативная цепочка,
инфинитивная цепочка,
эллипсис.
Слайд 10
Риторические фигуры, соединяющие в себе свойства расположения и повтора, предопределяет
их повышенную выразительность. В подобных случаях повторяемый элемент занимает строго
определенную позицию во фразе:
анафора,
эпифора,
эпанафора – композиционный стык,
кольцо,
хиазм – зеркало).
Слайд 11
В третью группу входят те риторические формы, которые используются как
приемы диалогизации монологической речи, а значит, привлекают и оживляют внимание
адресата, побуждают к сотворчеству, способствуют установлению гармонических отношений читателя и писателя (поэта). Это фигуры
риторического обращения,
риторического вопроса,
риторического восклицания,
введения в тест вымышленной речи – собственной или чужой.
Слайд 12Фигуры повтора
Различают звуковой повтор согласных (аллитерация), гласных (ассонанс), особое
впечатление производит совмещение этих видов.
Слайд 13ПРИМЕРЫ:
Еле слышный шелест шагов.
Как от предсмертной боли, бьется, бьется. (А.Ахматова)
Слайд 14Несколько разновидностей имеет и смысловой повтор. Наиболее распространено накопление синонимов
- употребление тождественных или очень близких по значению слов (конструкций)
для выделения, акцентирования мысли.
Я сказала обидчику: «Хитрый, черный, Верно, нет у тебя стыда.
Слайд 15
Восходящая градация, то есть такое расположение частей высказывания, при котором
каждая последующая часть усиливает смысловое и эмоциональное воздействие предыдущей.
Я и плакала и каялась.
Слайд 16
Пример нисходящей градации: в этом случае ряд строится с постепенным
ослаблением признака (но не эмоционального накала).
Не убил,
не проклял, не предал,
Только больше не смотрит в глаза.
Слайд 17Словесный повтор: в простом случае это именно дублирование слова в
одной и той же форме и в одном и том
же значении, в более сложных – повтор слова в различных формах и особенно в значениях.
И крикнул: «Что сделал с тобой любимый, Что сделал любимый твой?
Женский голос, хриплый и задорный,
Не поет – кричит, кричит.
Слайд 18
Повтор однокоренных слов.
Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Слайд 19
Синтаксический параллелизм – использование двух и более предложений с
однотипным построением главных и второстепенных членов, а по возможности –
и с одинаковым построением более сложных конструкций.
Слайд 20
И жар по вечерам, и утром вялость,
И губ потрескавшихся вкус кровавый.
Так вот оно – преддверье царства славы. Так вот она – последняя усталость.
___________
Но я точно знаю – нам зачислятся
Бденья у позорного столба,
И свиданье с тем, кто издевается,
И любовь к тому, кто не позвал
Слайд 21Таким образом, повтор – это одно из наиболее эффективных средств
усиления речевого воздействия, причем наиболее действенным является не просто повтор
в «чистом виде», а повтор частичный: с варьированием форм и содержания, дополненными другими риторическими средствами.
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
Слайд 22Фигуры расположения
Инверсия – изменение обычного порядка слов.
Выделяются
инверсия главных членов предложения, инверсия определений, инверсия обстоятельств.
Слайд 23
У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела
река.
От тебя приходила ко мне тревога
И
уменье писать стихи.
Женский голос, хриплый и задорный,
Не поет – кричит, кричит.
Слайд 24
Я лилий нарвала, прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С
их лепестков, дрожащих и росистых, Пила я аромат, и счастье и покой.
В городе райского ключаря,
В городе мертвого царя
Майские зори красны и желты, Церкви белы, высоки мосты.
Слайд 25
Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного
стилистически нейтрального предложения оформляются как ряд отдельных предложений для придания
речи эмоциональной экспрессии.
Память о солнце в сердце слабеет. Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет. Едва-едва.
Слайд 26Номинативная цепочка – концентрация в тексте номинативных (назывных) предложений.
Двадцать
первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Слайд 27Инфинитивная цепочка, то есть, последовательность глаголов в неопределенной форме.
Такое
построение фразы позволяет в лаконичной форме выразить ряд состояний и
действии в их сложных взаимоотношениях.
Слайд 28
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И
долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Слайд 29 Антитеза – противопоставление понятий, образов, мыслей – одна из
наиболее распространенных и эффективных фигур.
Антитеза дает возможность создать целую
серию контрастов. В основе антитезы – пара (или несколько пар) антонимов, языковых или контекстных
Слайд 30
Как будто темное сердце Алым огнем горит
Ты дышишь
солнцем, я дышу луною,
Но живы мы
любовию одною
________________
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно – веселье и оно – страданье
Слайд 31
Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу
понятий в один блок
Ни один не двинулся мускул
Просветленно- злого лица
Слайд 32Фигуры расположения и повтора
Анафора - фигура, в которой один и
тот же элемент (звук, слово, морфема, словосочетание) повторяется в начале
каждой конструкции.
Тот же голос, тот же взгляд,
Те же волосы льняные
Слайд 33
Ваше окошко опять найду
Под веночком, длинной стрелой пронзенным.
Как хорошо в осеннем саду!
Как хорошо быть
совсем влюбленным! Желтое солнце светло блестит,
Желтое платье в окне золотится…
Знаю – она никогда не простит…
Слайд 34
Для того ль тебя я целовала,
Для того ли мучилась, любя,
Чтоб теперь спокойно и устало
С отвращеньем вспоминать тебя?
Слайд 35
Эпифора – фигура, близкая к анафоре, но в данном
случае повторяется конечный элемент фразы.
Я гадаю: кто там? – не
жених ли мой?
Не жених ли это мой?
Стояла долго я у врат тяжелых ада,
Но было тихо и темно в аду.
Слайд 36
Мальчик мне сказал, боясь, Взволнованно
и тихо,
Что там живет большой карась
И
с ним большая карасиха.
Слайд 37
Эпанафора (иначе называемая
« композиционный стык») –
повторение в начале одной конструкции тех элементов, которые заканчивают предыдущую
конструкцию.
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Слайд 38
Не смущаюсь я речью обидною,
Никого ни
в чем не виню.
Ты кончину мне
дашь не постыдную
За постыдную жизнь мою.
Не убил, не проклял, не предал,
Только больше не смотрит в глаза
И стыд свой темный поведал
В тихой комнате образам.
Весь согнулся и голос глуше,
Белых рук движенья верней…
Ах, когда-нибудь он задушит,
Задушит меня во сне.
Слайд 39Кольцо – повторение в конце фразы ее начала
Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать, или уехал; Весна как трель серебряного смеха, Качаются в заливе корабли, Сегодня мне письма не принесли.
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно.
Слайд 40
Хиазм (зеркало)- построение двух конструкций, при котором вторая становится как
бы отражением первой
Тебе, Афродита, слагаю танец,
Танец слагаю тебе.
Слайд 41Фигуры имитации
Аллегория – иносказательное изображение ситуации при помощи
конкретного жизненного образа; формально речь идет об одном, но реально
имеется в виду что-то совершенно иное.
по дому,
Не
ждали уже ничего.
Меня привезли к больному,
И я не узнала его.
Он сказал: «Теперь слава Богу», -
И еще задумчивей стал.
Давно мне пора в дорогу,
Я только тебя поджидал.
Слайд 43
Аллюзия – намек, отсылка к какому-то другому произведению, к какой-то
хорошо известной жизненной ситуации.
Пять лет
прошло.
Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец
Слайд 44Сочетание аллюзии и аллегории
Чем хуже
этот век предшествующих? Разве
Тем,
что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.
Еще на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.
Слайд 45Риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи.
Умолчание –
риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обрыве высказывания или его смягчения.
Весь согнулся и голос глуше,
Белых рук движенья верней…
Ах, когда-нибудь он задушит,
Задушит меня во сне.
Слайд 46
Риторический вопрос – это вопрос, не предполагающий в ответе новой
информации.
Стояла долго я у врат
тяжелых ада,
Но было тихо и темно в аду.
О, даже Дьяволу меня не надо,
Куда же я пойду?
Слайд 47
Риторическое обращение – отличается от обычного тем, что в
нем в той или иной мере нейтрализована основная функция обращения
- привлечения внимания человека.
А ты, мой дальний, неужели
Стал бледен и печально- нем?
Что слышу? Целых три недели
Все шепчешь: «Бедная, зачем?!»
Слайд 48
Риторическое восклицание – это одно или несколько восклицательных предложений,
предназначенных для эмоционального воздействия на слушателя.
Как хорошо в осеннем саду!
Как хорошо быть совсем влюбленным!»
Слайд 49
Риторический диалог – построение речи одного человека в виде воображаемого
обмена репликами группы лиц.
Слайд 50
Я спросила: «Чего ты хочешь?»
Он сказал: «Быть с тобой в аду»
Я смеялась: «Ах напророчишь
Нам обоим, пожалуй, беду»
Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
«Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты»
Слайд 51Практическая работа.
В текстах найдите риторические фигуры.
Слайд 52Творческое задание.
Составьте свой текст, используя риторические фигуры