Разделы презентаций


ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РИТОРИКИ

Содержание

Цели урока:1. Изучить риторические фигуры.2. Уметь находить риторические фигуры в тексте.3. Уметь использовать при построении собственных текстов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РИТОРИКИ
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РИТОРИКИРИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Слайд 2Цели урока:
1. Изучить риторические фигуры.
2. Уметь находить риторические фигуры в

тексте.
3. Уметь использовать при построении собственных текстов.

Цели урока:1. Изучить риторические фигуры.2. Уметь находить риторические фигуры в тексте.3. Уметь использовать при построении собственных текстов.

Слайд 3«Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры»

А.С.Пушкин
«Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры»

Слайд 4Задача: записать названия риторических фигур и представить конспект.

Задача: записать названия риторических фигур и представить конспект.

Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Фигура речи – (фигура риторическая, фигура стилистическая).

Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.



Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.
ОПРЕДЕЛЕНИЕФигура речи – (фигура риторическая, фигура стилистическая).     Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для

Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ (по Михальской А.К.)
Первая группа включает риторические фигуры, при которых конструкция

фразы определяется соотношением значений слов – понятий в ней. Это

антитеза и градация. Противопоставление понятий и соответствующее построение фразы образует фигуру антитезы; расположение понятий в порядке нарастания или убывания значения – фигуру градации.
КЛАССИФИКАЦИЯ (по Михальской А.К.)Первая группа включает риторические фигуры, при которых конструкция фразы определяется соотношением значений слов –

Слайд 7
Что значит «нарастание значения» или «убывание значения»? Речь идет о

степени экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности» выражения (слова, оборота, фразы).

Соответственно существуют:
«восходящая градация» и
«нисходящая градация».

Что значит «нарастание значения» или «убывание значения»? Речь идет о степени экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности» выражения

Слайд 8
Вторая группа объединяет синтаксические схемы (фигуры, конструкции), которые обладают свойством

облегчать понимание, запоминание, слушание. Это фигуры:
повтор (звуковой, смысловой, словесный,

повтор однокоренных слов),
единоначатие,
параллелизм (синтаксический),
период.

Вторая группа объединяет синтаксические схемы (фигуры, конструкции), которые обладают свойством облегчать понимание, запоминание, слушание. Это фигуры: повтор

Слайд 9
В эту же группу имеет смысл отнести и фигуры расположения,

которые привлекают внимание спецификой синтаксических конструкций. Эффект создается за счет

нестандартного построения фразы; в их числе:
инверсия,
парцелляция,
номинативная цепочка,
инфинитивная цепочка,
эллипсис.
В эту же группу имеет смысл отнести и фигуры расположения, которые привлекают внимание спецификой синтаксических конструкций. Эффект

Слайд 10
Риторические фигуры, соединяющие в себе свойства расположения и повтора, предопределяет

их повышенную выразительность. В подобных случаях повторяемый элемент занимает строго

определенную позицию во фразе:
анафора,
эпифора,
эпанафора – композиционный стык,
кольцо,
хиазм – зеркало).

Риторические фигуры, соединяющие в себе свойства расположения и повтора, предопределяет их повышенную выразительность. В подобных случаях повторяемый

Слайд 11
В третью группу входят те риторические формы, которые используются как

приемы диалогизации монологической речи, а значит, привлекают и оживляют внимание

адресата, побуждают к сотворчеству, способствуют установлению гармонических отношений читателя и писателя (поэта). Это фигуры
риторического обращения,
риторического вопроса,
риторического восклицания,
введения в тест вымышленной речи – собственной или чужой.
В третью группу входят те риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, а значит, привлекают

Слайд 12Фигуры повтора
Различают звуковой повтор согласных (аллитерация), гласных (ассонанс), особое

впечатление производит совмещение этих видов.

Фигуры повтора Различают звуковой повтор согласных (аллитерация), гласных (ассонанс), особое впечатление производит совмещение этих видов.

Слайд 13ПРИМЕРЫ:
Еле слышный шелест шагов.


Как от предсмертной боли, бьется, бьется. (А.Ахматова)
ПРИМЕРЫ: Еле слышный шелест шагов.

Слайд 14Несколько разновидностей имеет и смысловой повтор. Наиболее распространено накопление синонимов

- употребление тождественных или очень близких по значению слов (конструкций)

для выделения, акцентирования мысли.

Я сказала обидчику: «Хитрый, черный, Верно, нет у тебя стыда.

Несколько разновидностей имеет и смысловой повтор. Наиболее распространено накопление синонимов - употребление тождественных или очень близких по

Слайд 15
Восходящая градация, то есть такое расположение частей высказывания, при котором

каждая последующая часть усиливает смысловое и эмоциональное воздействие предыдущей.

Я и плакала и каялась.
Восходящая градация, то есть такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть усиливает смысловое и эмоциональное

Слайд 16
Пример нисходящей градации: в этом случае ряд строится с постепенным

ослаблением признака (но не эмоционального накала).

Не убил,

не проклял, не предал,
Только больше не смотрит в глаза.
Пример нисходящей градации: в этом случае ряд строится с постепенным ослаблением признака (но не эмоционального накала).

Слайд 17Словесный повтор: в простом случае это именно дублирование слова в

одной и той же форме и в одном и том

же значении, в более сложных – повтор слова в различных формах и особенно в значениях.

И крикнул: «Что сделал с тобой любимый, Что сделал любимый твой?

Женский голос, хриплый и задорный,
Не поет – кричит, кричит.

Словесный повтор: в простом случае это именно дублирование слова в одной и той же форме и в

Слайд 18
Повтор однокоренных слов.

Сколько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.
Повтор однокоренных слов.       Сколько просьб у любимой всегда!

Слайд 19
Синтаксический параллелизм – использование двух и более предложений с

однотипным построением главных и второстепенных членов, а по возможности –

и с одинаковым построением более сложных конструкций.
Синтаксический параллелизм – использование двух и более предложений с однотипным построением главных и второстепенных членов, а

Слайд 20
И жар по вечерам, и утром вялость,


И губ потрескавшихся вкус кровавый.

Так вот оно – преддверье царства славы. Так вот она – последняя усталость.
___________
Но я точно знаю – нам зачислятся
Бденья у позорного столба,
И свиданье с тем, кто издевается,
И любовь к тому, кто не позвал
И жар по вечерам, и утром вялость,        И губ

Слайд 21Таким образом, повтор – это одно из наиболее эффективных средств

усиления речевого воздействия, причем наиболее действенным является не просто повтор

в «чистом виде», а повтор частичный: с варьированием форм и содержания, дополненными другими риторическими средствами.

Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.

Таким образом, повтор – это одно из наиболее эффективных средств усиления речевого воздействия, причем наиболее действенным является

Слайд 22Фигуры расположения
Инверсия – изменение обычного порядка слов.
Выделяются

инверсия главных членов предложения, инверсия определений, инверсия обстоятельств.

Фигуры расположения Инверсия – изменение обычного порядка слов. Выделяются инверсия главных членов предложения, инверсия определений, инверсия обстоятельств.

Слайд 23
У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела

река.

От тебя приходила ко мне тревога
И

уменье писать стихи.

Женский голос, хриплый и задорный,
Не поет – кричит, кричит.
У кладбища направо пылил пустырь,  А за ним голубела река. От тебя приходила ко мне тревога

Слайд 24
Я лилий нарвала, прекрасных и душистых,

Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С

их лепестков, дрожащих и росистых, Пила я аромат, и счастье и покой.

В городе райского ключаря,
В городе мертвого царя
Майские зори красны и желты, Церкви белы, высоки мосты.
Я лилий нарвала, прекрасных и душистых,        Стыдливо-замкнутых, как дев невинных

Слайд 25
Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного

стилистически нейтрального предложения оформляются как ряд отдельных предложений для придания

речи эмоциональной экспрессии.

Память о солнце в сердце слабеет. Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет. Едва-едва.
Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного стилистически нейтрального предложения оформляются как ряд отдельных

Слайд 26Номинативная цепочка – концентрация в тексте номинативных (назывных) предложений.
Двадцать

первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.

Номинативная цепочка – концентрация в тексте номинативных (назывных) предложений. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.  Очертанья столицы во

Слайд 27Инфинитивная цепочка, то есть, последовательность глаголов в неопределенной форме.
Такое

построение фразы позволяет в лаконичной форме выразить ряд состояний и

действии в их сложных взаимоотношениях.
Инфинитивная цепочка, то есть, последовательность глаголов в неопределенной форме. Такое построение фразы позволяет в лаконичной форме выразить

Слайд 28
Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,
И

долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Я научилась просто, мудро жить,      Смотреть на небо и молиться Богу,

Слайд 29 Антитеза – противопоставление понятий, образов, мыслей – одна из

наиболее распространенных и эффективных фигур.
Антитеза дает возможность создать целую

серию контрастов. В основе антитезы – пара (или несколько пар) антонимов, языковых или контекстных
Антитеза – противопоставление понятий, образов, мыслей – одна из наиболее распространенных и эффективных фигур. Антитеза дает

Слайд 30
Как будто темное сердце Алым огнем горит
Ты дышишь

солнцем, я дышу луною,
Но живы мы

любовию одною
________________
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно – веселье и оно – страданье
Как будто темное сердце Алым огнем горит  Ты дышишь солнцем, я дышу луною,

Слайд 31
Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу

понятий в один блок

Ни один не двинулся мускул

Просветленно- злого лица
Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в один блок Ни один не

Слайд 32Фигуры расположения и повтора
Анафора - фигура, в которой один и

тот же элемент (звук, слово, морфема, словосочетание) повторяется в начале

каждой конструкции.
Тот же голос, тот же взгляд,
Те же волосы льняные
Фигуры расположения и повтораАнафора - фигура, в которой один и тот же элемент (звук, слово, морфема, словосочетание)

Слайд 33
Ваше окошко опять найду
Под веночком, длинной стрелой пронзенным.

Как хорошо в осеннем саду!
Как хорошо быть

совсем влюбленным! Желтое солнце светло блестит,
Желтое платье в окне золотится…
Знаю – она никогда не простит…
Ваше окошко опять найду  Под веночком, длинной стрелой пронзенным.  Как хорошо в осеннем саду!

Слайд 34
Для того ль тебя я целовала,


Для того ли мучилась, любя,

Чтоб теперь спокойно и устало
С отвращеньем вспоминать тебя?
Для того ль тебя я целовала,         Для того

Слайд 35
Эпифора – фигура, близкая к анафоре, но в данном

случае повторяется конечный элемент фразы.

Я гадаю: кто там? – не

жених ли мой?
Не жених ли это мой?

Стояла долго я у врат тяжелых ада,
Но было тихо и темно в аду.
Эпифора – фигура, близкая к анафоре, но в данном случае повторяется конечный элемент фразы.Я гадаю: кто

Слайд 36
Мальчик мне сказал, боясь, Взволнованно

и тихо,
Что там живет большой карась
И

с ним большая карасиха.
Мальчик мне сказал, боясь,      Взволнованно и тихо,  Что там живет большой

Слайд 37
Эпанафора (иначе называемая
« композиционный стык») –

повторение в начале одной конструкции тех элементов, которые заканчивают предыдущую

конструкцию.

И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Эпанафора (иначе называемая   « композиционный стык») – повторение в начале одной конструкции тех элементов,

Слайд 38
Не смущаюсь я речью обидною,
Никого ни

в чем не виню.
Ты кончину мне

дашь не постыдную
За постыдную жизнь мою.

Не убил, не проклял, не предал,
Только больше не смотрит в глаза
И стыд свой темный поведал
В тихой комнате образам.
Весь согнулся и голос глуше,
Белых рук движенья верней…
Ах, когда-нибудь он задушит,
Задушит меня во сне.
Не смущаюсь я речью обидною,   Никого ни в чем не виню.   Ты

Слайд 39Кольцо – повторение в конце фразы ее начала

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать, или уехал; Весна как трель серебряного смеха, Качаются в заливе корабли, Сегодня мне письма не принесли.

Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно.
Кольцо – повторение в конце фразы ее начала  Сегодня мне письма не принесли:

Слайд 40
Хиазм (зеркало)- построение двух конструкций, при котором вторая становится как

бы отражением первой

Тебе, Афродита, слагаю танец,

Танец слагаю тебе.
Хиазм (зеркало)- построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы отражением первой Тебе, Афродита, слагаю танец,

Слайд 41Фигуры имитации
Аллегория – иносказательное изображение ситуации при помощи

конкретного жизненного образа; формально речь идет об одном, но реально

имеется в виду что-то совершенно иное.
Фигуры имитации Аллегория – иносказательное изображение ситуации при помощи конкретного жизненного образа; формально речь идет об одном,

Слайд 42
Бесшумно ходили

по дому,
Не

ждали уже ничего.
Меня привезли к больному,
И я не узнала его.

Он сказал: «Теперь слава Богу», -
И еще задумчивей стал.
Давно мне пора в дорогу,
Я только тебя поджидал.
Бесшумно ходили по дому,

Слайд 43
Аллюзия – намек, отсылка к какому-то другому произведению, к какой-то

хорошо известной жизненной ситуации.
Пять лет

прошло.
Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец
Аллюзия – намек, отсылка к какому-то другому произведению, к какой-то хорошо известной жизненной ситуации.

Слайд 44Сочетание аллюзии и аллегории
Чем хуже

этот век предшествующих? Разве
Тем,

что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.
Еще на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.
Сочетание аллюзии и аллегории     Чем хуже этот век предшествующих? Разве

Слайд 45Риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи.
Умолчание –

риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обрыве высказывания или его смягчения.


Весь согнулся и голос глуше,
Белых рук движенья верней…
Ах, когда-нибудь он задушит,
Задушит меня во сне.
Риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи. Умолчание – риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обрыве

Слайд 46
Риторический вопрос – это вопрос, не предполагающий в ответе новой

информации.

Стояла долго я у врат

тяжелых ада,
Но было тихо и темно в аду.
О, даже Дьяволу меня не надо,
Куда же я пойду?
Риторический вопрос – это вопрос, не предполагающий в ответе новой информации.     Стояла долго

Слайд 47
Риторическое обращение – отличается от обычного тем, что в

нем в той или иной мере нейтрализована основная функция обращения

- привлечения внимания человека.
А ты, мой дальний, неужели
Стал бледен и печально- нем?
Что слышу? Целых три недели
Все шепчешь: «Бедная, зачем?!»
Риторическое обращение – отличается от обычного тем, что в нем в той или иной мере нейтрализована

Слайд 48
Риторическое восклицание – это одно или несколько восклицательных предложений,

предназначенных для эмоционального воздействия на слушателя.

Как хорошо в осеннем саду!

Как хорошо быть совсем влюбленным!»
Риторическое восклицание – это одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателя.Как хорошо

Слайд 49
Риторический диалог – построение речи одного человека в виде воображаемого

обмена репликами группы лиц.

Риторический диалог – построение речи одного человека в виде воображаемого обмена репликами группы лиц.

Слайд 50
Я спросила: «Чего ты хочешь?»

Он сказал: «Быть с тобой в аду»

Я смеялась: «Ах напророчишь
Нам обоим, пожалуй, беду»
Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
«Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты»
Я спросила: «Чего ты хочешь?»     Он сказал: «Быть с

Слайд 51Практическая работа. В текстах найдите риторические фигуры.

Практическая работа. В текстах найдите риторические фигуры.

Слайд 52Творческое задание. Составьте свой текст, используя риторические фигуры

Творческое задание. Составьте свой текст, используя риторические фигуры

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика