Слайд 1“Золотое сечение на Новгородчине”
Автор:
Ярыгина Дарья Дмитриевна
Ученица МОУ “Гимназия “Исток”
9 “А” класса
Города Великого Новгорода
Руководитель:
Мухина Светлана Николаевна
преподаватель математики
в МОУ “Гимназия
“Исток”
Города Великого Новгорода
Слайд 2
Цель данной работы:
формирование представлений о “золотом сечении”, как основе пропорционального
строя архитектурных шедевров.
Задачи данной работы:
изучить теоретический материал по данной теме.
Исследовать
архитектурные постройки Великого Новгорода.
Расширить представление о практическом применении “золотой” пропорции.
Предметом исследования является наличие “золотого сечения” в архитектурных постройках Великого Новгорода.
Автором были взяты за основу следующие методы научной деятельности: анализ, сравнение и обобщение материала.
Слайд 3золотое сечение
Геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое – это
теорема Пифагора, второе – деление отрезка в крайнем и среднем
отношении Иоганн Кеплер
Слайд 4Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные
части, при котором большая часть так относится ко всему отрезку,
как меньшая часть относится к большей; или другими словами, меньший отрезок к большему как больший ко всему c : b = b : a
Слайд 7Ряд чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,
21, 34, 55, 89, 144, и т. д. известен как
ряд Фибоначчи.
Отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. 3:5=0,6; 5:8=0,625; 8:13=0,615 и так далее.
Слайд 8
Золотые пропорции в фигуре человека
Золотые треугольники в картине Леонардо да
Винчи
Древнегреческий храм Парфенон
Слайд 10Древнейшее монументальное сооружение города. Построен в 1045-1050 гг. (освящен в
1052 г.) князем Владимиром Ярославичем (сыном Ярослава Мудрого) в детинце.
От Софийского собора все левобережье Новгорода получило название Софийской стороны.
Громадный интерьер собора поражает своим размахом. От первоначальной росписи сохранились фигуры пророков в барабане центральной главы, а также изображение Константина и Елены у южного входа с Мартириевской паперти.
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Слайд 13К востоку от церкви Жен-мироносиц в непосредственном соседстве с ней
стоит миниатюрная отлично сохранившаяся церковь Прокопия «с погребом», выстроенная гостем
Дмитрием Ивановичем Сырковым. Подобно церкви Жен-мироносиц, этот храм имеет три этажа. Кроме подклета на уровне земли, под церковью устроен подвал, или, как назвал его летописец, «погреб». Как и в храмах XV века, этажность постройки на фасадах не выражена.
Слайд 14К западу от церкви Георгия стоит недавно восстановленная из руин,
известная в истории древнего Новгорода церковь Ивана на Опоках, возведенная
в 1127 - 1130 годах князем Всеволодом Мстиславичем. Вскоре после окончания постройки Всеволод специальной грамотой передал церковь новгородским купцам-вощаникам.
При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трех старост от бояр и двух от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам. В церкви Ивана хранились контрольные эталоны мер - «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы [весы] вощаные» и пр.
Слайд 15
5
5
8
3
2
3
2
1
2
2
3
2
2
2
2
2
Воротная башня Гостиного двора (Ярославо Дворище)
13
Слайд 16Воротная Башня Гостиного двора.
К северо-западу от Николо-Дворищенского собора одиноко стоит
древнее трехэтажное гражданское здание с двумя проездными арками, над средней
частью которого возвышается восьмиугольная башня, увенчанная шатром. За этой постройкой издавна, но без каких-либо к тому оснований закрепилось наименование Вечевой башни. Позже это здание признавали «гридницей на княжом дворе», выстроенной в 1472 году. Лишь недавно было установлено, что «гридница» в действительности является воротной башней Гостиного двора, возведенного в 90-х годах XVII века.
Церковь Жен – Мироносиц.
Церковь Жен-мироносиц выстроена в 1510 году на месте сгоревшей в 1508 году деревянной церкви того же имени, сменившей каменную церковь 1445 года, в свою очередь, сооруженную на месте более древней постройки. Строитель храма 1510 года - Иван Сырков был родоначальником крупнейшей фамилии московских купцов, представители нескольких поколений которой нередко упоминаются в новгородских и московских летописях XVI века.
В Мироносицкой церкви считался чудотворным песок, извлеченный из-под пола: он помогал женщинам при родах.
Слайд 19Памятник “Тысячелетие России”
монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году
в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь (это
событие часто считают началом русской государственности, хотя достоверность его не установлена). Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Осипович Микешин и И. Н. Шредер и архитектор В. А. Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора.
Слайд 21Витославлицы - Новгородский музей народного деревянного зодчества
Слайд 22Результаты исследования:
Проведя исследование по золотому сечению на примере 20
Новгородских храмов, мы выяснили, что девятнадцать объектов имеют пропорции “золотого
сечения”. Наиболее часто применяемыми числами ряда Фибоначчи в архитектурных сооружениях являются 3, 5 и 8. Новгородские зодчие чаще всего использовали именно эти числа, реже – 1, 2, 13, 34 и 55, но они тоже встречаются в архитектурных сооружениях. Золотое сечение находит свое применение не только в пропорциях храмов, но и башен Новгородского Детинца, здании МГУ, Успенском соборе Московского кремля, пирамиде на озере Селигер в Новгородской области и многих других архитектурных сооружениях.
“Золотое сечение” является одним из способов гармонизации окружающей среды.
Русские зодчие говорили:”Строить, как мера и красота скажут”