Разделы презентаций


Эмбриональное развитие организма

Содержание

Проникновениесперматозоидав яйцеклеткуСлияние ядер гамет и образование зиготы123 Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Цель урока: расширить знания учащихся о процессе
оплодотворения, закономерностях и

этапах
зародышевого развития
Эмбриональное
развитие организма

Цель урока: расширить знания учащихся о процессеоплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развитияЭмбриональное развитие организма

Слайд 2Проникновение
сперматозоида
в яйцеклетку
Слияние ядер гамет и
образование зиготы

1
2
3

Продолжительность жизни нового

организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных

от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

Яйцеклетка после
оплодотворения

Оплодотворение

Проникновениесперматозоидав яйцеклеткуСлияние ядер гамет и образование зиготы123 Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается

Слайд 3
Развитие организма с момента оплодо-
Творения до рождения или выхода

из
зародышевых оболочек.
Этапы:
Дробление зиготы.
2.Образование бластулы.
3.Гаструляция.
4.Нейрула.
Этапы эмбриогенеза

Развитие организма с момента оплодо-Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.Этапы:Дробление зиготы.2.Образование бластулы.3.Гаструляция.4.Нейрула.Этапы эмбриогенеза

Слайд 4Первый этап эмбрионального развития называется
дроблением. В результате деления из

зиготы образуются
вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д.

Клетки, возникающие
при дроблении, называются бластомерами.

В процессе дробления количество клеток
быстро растет, они становятся мельче и
мельче и образуют сферу, внутри
которой возникает полость – бластоцель.
С этого момента зародыш называется
бластулой.


Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом
содержится в их ядрах?

зигота

2 сутка

1 сутка

3 сутка

Тутовая ягода

Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуютсявначале 2 клетки, затем 4, 8,

Слайд 5Дробление отличается от обычного митотического деления
следующими особенностями:
1) бластомеры не

достигают исходных размеров зиготы;
2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют

собой
самостоятельные клетки.

Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).

Бластула состоит из:
1) бластодермы – оболочки из бластомеров;
2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью.
Бластула человека – бластоциста.

Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями:1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы;2) бластомеры не расходятся,

Слайд 6 Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч,

начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция — это процесс

образования зародышевых листков.
Гаструляция у человека происходит в два этапа.

У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция

Слайд 7В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и

энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того,

непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона — это второй этап в образовании плаценты.

эктодерма

энтодерма

первичный рот

вторичная полость
тела

В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный

Слайд 8Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он

называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.


В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.

Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным

Слайд 10Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс

превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и

формирование функциональных систем организма.
Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы,

Слайд 11В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные

в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка,

оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.
В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках

Слайд 12После детерминации клеток,
т. е. после окончательного
формирования эпигенома,
начинается

дифференцировка –
процесс морфологической,
биохимической и функциональной
специализации клеток.

После детерминации клеток, т. е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной

Слайд 13По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и

состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы

и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса.
Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков.
На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

1) хорды;

2) нервной трубки;

3) кишечной трубки.
По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы,

Слайд 14Функции хориона:
1) защитная;
2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых

хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет

плацента.

Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.

Функции желточного мешка:
1) кроветворение (образование стволовых клеток крови);
2) образование половых стволовых клеток (гонобластов);
3) трофическая (у птиц и рыб).

Функции хориона:1) защитная;2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты

Слайд 15Формирование органов
Христиан Иванович Пандер
(1794-1865, Россия)
Сущность теории зародышевых листков сводится

к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из

трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы;
2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.

Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша

Формирование органовХристиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия)Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных

Слайд 16Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х.

Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого

сходства», названный впоследствие его именем.

Карл Бэр (1792 1876)

«Законами Бэра»:
наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных,

Слайд 17Биогенетический закон Геккеля-Мюллера :
каждое живое существо в своем индивидуальном

развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками

или его видом

Яркий пример выполнения биогенетического закона — развитие лягушки
У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.

Эрнст Геккель
(1834-1919)

Фриц Мюллер
(1822 — 1897)

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера : каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы,

Слайд 20Нервная система и
органы чувств
Эпидермис кожи
Производные кожи
Из эктодермы развиваются: нервная

система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных

только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..
Нервная система и органы чувствЭпидермис кожиПроизводные кожиИз эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров

Слайд 21Энтодерма
Эпителий органов
дыхания
Эпителий органов
пищеварения
печень
поджелудочная
железа
Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок,

кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий

желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

мочевого пузыря

Щитовидная
железа

ЭнтодермаЭпителий органовдыханияЭпителий органовпищеваренияпеченьподжелудочнаяжелезаИз энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень,

Слайд 22мускулатура
кровеносная система
скелет
мочеполовая система
Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная

основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно -

сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

Мезодерма

дерма

склера

мускулатуракровеносная системаскелетмочеполовая системаИз мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой

Слайд 23Оплодотворение яйцеклетки.
1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула).
5 суток (Бластула)

и 10 суток (Гаструла).
3 надели. Начало органогенеза.
5 недель. Длина зародыша

10-15 мм.
6 неделя. Регистрируются движение
плода и сокращение сердца.
8-10 недель. Длина плода 10 см
все органы сформированы.
11 недель и 12 недель Продолжается
развитие всех систем организма.
16 недель и 18 недель.Плод быстро
растет и мать ощущает его движение.
7 месяцев. Завершающий период развития.
9 месяцев. Рождение человека.

Развитие эмбриона

Оплодотворение яйцеклетки.1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула).5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла).3 надели. Начало органогенеза.5

Слайд 24
1) гаметогенез (спермато– и овогенез);
2) оплодотворение;
3) имплантация (7 – 8-е

сутки);
4) плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);
5)

стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);
6) формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);
7) рождение ребенка;
8) период новорожденности (до 1 года);
9) период полового созревания (11 – 16 лет).

Критическими периодами в развитии человека :

1) гаметогенез (спермато– и овогенез);2) оплодотворение;3) имплантация (7 – 8-е сутки);4) плацентация и закладка осевых комплексов (3

Слайд 25Вопросы к размышлению:
Каково значение знаний о развитии эмбриона?

Вопросы к размышлению:Каково значение знаний о развитии эмбриона?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика