Слайд 1ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ(младшего и старшего школьного возраста)
Слайд 2Начальное звено школы имеет решающее значение в развитии личности человека.
Все, что усваивают школьники в этом возрасте, остается на долгие
годы
Слайд 3Период младшего школьного возраста (7–11 лет)
Особенности роста и развития:
Происходит усиление
роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10
лет.
Начало второго вытяжения — максимальные приросты тела в длину у девочек 10–11.5 лет (7–8 см в год); у мальчиков с 13.5–15.5 лет (8–10 см в год).
С 8–9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц (составляет 27% по отношению к массе тела).
К 10–12 годам завершается координация движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц.
Прослеживаются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения.
Происходит замена молочных зубов на постоянные
Слайд 4Особенности ЦНС:
Заканчивается морфологическое формирование.
К 10–12 годам завершается полное развитие
клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости.
В 9–10
лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС.
К 10 годам достаточно высокая степень зрелости лобных долей коры больших полушарий головного мозга и ее связей (высших центров анализа). Происходит улучшение памяти, повышение интеллекта.
Слайд 5Нервно-психическое развитие:
От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и
впечатлениях начинает трансформироваться в потребность в знании; игровая мотивация сменяется
учебной.
В 8–10 лет —совершенствование организации внимания. Формирование теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить большой материал ценою меньшего утомления.
Значительный удельный вес конкретно-образного мышления.
В 7–9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Развивается самостоятельность. Появляется способность познания самого себя.
В этом возрастном периоде решается направление развития личности
Слайд 6 В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после
воздействия пре-, пери- или постнатальных патогенных факторов
Слайд 7 Это — легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость,
стойкие трудности при овладении письмом и чтением (слабость межанализаторной интеграции).
Высокая эмоциональная лабильность. Нарушения обучаемости и поведения в школе. Стойкие трудности при овладении письмом и чтением являются разновидностью парциальных задержек психического развития.
Слайд 8 Ребенок видит и познает ценность труда и в
нем просыпается желание быть полезным. Опасность этого периода в конфликте
между желаниями и возможностями. Резкая неудовлетворенность результатами своих действий ведет к развитию чувства неполноценности. Взрослым важно поддерживать дух творчества ребенка. Большое значение имеют отношения со сверстниками. Важна психологическая поддержка, проведение тренингов партнерского общения, формирование отношений доверия и уважения к личности ребенка, ибо в 7–8 лет решается направление развития личности.
Слайд 9Период старшего школьного возраста (от 12 до 17–18 лет)
Слайд 10 Старший школьный возраст — это период постепенного перехода от
детства к зрелости. В это время происходит качественно новый период
— половое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития человека. Это нормальный период «смятения» как неизбежная, необходимая часть процесса роста.
Слайд 11Особенности роста и развития:
Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно
длиннотных, — пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и
конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет — 9 см в год; у мальчиков в 14 лет — 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16–17 лет, у мальчиков в 18–19 лет и прекращение роста у девушек — 18 лет, у юношей — 20–25 лет.
Происходит изменение пропорций тела: увеличиваются поперечные и обхватные размеры тела. В этот возрастной период дистальные отделы рук и ног непропорциональны. Отмечается угловатость, неловкость, резкость движений.
Характерен индивидуальный тип биологического созревания.
Происходит развитие вторичных половых признаков.
Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32,6 %.
Слайд 12
Особенности ЦНС:
Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать
в неоптимальном режиме гормональных влияний.
Наблюдается снижение регуляторных функций высших
отделов мозга, что имеет функциональный, преходящий характер.
К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга, отмечается совершенствование региональной специфичности. Характерно изменение соотношений между корой больших полушарий головного мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания подкорки, повышение активности диэнцефальных структур.
Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.
Слайд 13 Нервно-психическое развитие:
формирование теоретических обобщений;
психосоциальное развитие;
рост самосознания;
стремление к самостоятельности и
самоутверждению;
формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности;
эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков —
11–13 лет, у девочек — 13–15 лет).
Слайд 14 В этот период характерно проявление полярных качеств психики:
целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная
самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.
Слайд 15В 11–13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига
баланса корково-гипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14–15 годам)
характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню.
В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира.
Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость.
Слайд 16Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и
систем. Нередко проявление отягощенной наследственности по психическим заболеваниям. Наблюдаются психосоматические
симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи.
На росте развития подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства. Это последний период в жизни, когда окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.