Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь; 11 мая 1904
– 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали. 1939 год.
Сальвадор Дали. 1972 год.
Сальвадор Дали. 1939 год.
Сальвадор Дали. 1972 год.
Сальвадор Дали. 1908 год.
В 1926 году был изгнан из Академии за дерзкое поведение (в частности, за то, что ставил себя в один ряд с такими художниками, как Леонардо Да Винчи и Рафаэль).
Сальвадор Дали и Гала в Париже. 1937 год.
В 39-м году был изгнан Андре Бретоном из рядов сюрреалистов за нежелание протестовать против действий генерала Франко во время гражданской войны в Испании (когда Бретон прогонял его, Сальвадор рассмеялся и сказал: «Сюрреализм – это я»). Переезжает вместе с Галой в США, где пользуется шумным успехом.
В 1948-м возвращается в Европу и обосновывается в Порт-Льигате (Испания).
Сальвадор Дали и Гала в день венчания. 1958 год.
Сальвадор Дали и Гала во внутреннем дворике своего дома
в Поль-Льигате. 1981 год.
Стоит также заметить, что Сальвадор Дали – один из очень немногих художников, сколотивших себе огромное состояние при жизни.
Общая концепция творчества
В первую очередь, на его работы повлияло его детство: в этот период его психика была безнадежно повреждена. Он ненавидел и одновременно любил свою мать, своего отца с самого начала своей творческой деятельности он изображал в виде костей, насекомых, разлагавшихся животных…
Еще до поступления в Академию Изящных Искусств те черты, которые определяли концепцию его картин (а значит, и его восприятия мира) уже сформировались.
Сальвадор был очень умным и проницательным юношей, но в то же время его вряд ли можно было признать психически нормальным.
Мелкие останки. 1927-28
Автопортрет с рафаэлевской шеей. 1921
Картина была написана, когда Дали было всего семнадцать лет, хотя он и постарался сделать себя старше и придать своему облику нехарактерную для него твердость.
Этот напряженный, как бы бросающий вызов автопортрет имеет претензию на несокрушимую мужественность, которая, вероятно, призвана была скрыть чрезвычайную застенчивость Дали.
Натюрморт. 1924
Она наполнена любовью Сальвадора к этой женщине. Мазки мягкие, минимум острых углов, Гала изображена улыбающейся, умиротворенной, с закрытыми глазами. На полотне нет шипов, острых форм, символизирующих агрессивность, которые так часто встречаются в работах этого художника.
Лицо Мэй Уэст (сюрреалистическая комната). 1934—1935
Мягкая конструкция с варёными бобами
(предчувствие гражданской войны). 1936
Лебеди, отражающиеся в слонах, 1937
Образы-галлюцинации, порождаемые «параноидально-критическим методом» Дали, делятся на два основных типа: самостоятельный образ, который изменяется в соответствии с таинственными законами зрительного восприятия и группы из двух или более непохожих друг на друга объектов, в которых художник выявляет неожиданное сходство.
Чтобы достичь нужных цветов и создать необходимый визуальный эффект, Дали пришлось работать с экзотическими, редкими красками: чёрной слоновой костью, синим кобальтом, титановыми белилами, прусской синькой, жжёной умброй и другими.
«Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это — я. Да, Нарцисс — это я.»
Одна из самых искренних картин Дали: на это прямо наводят последние строки поэмы о Нарциссе, написанной художником к своей картине:
Брошь
Брошь «Губы»
Работу над собственной версией колоды Таро можно считать одним из самых необычных проектов Сальвадора Дали: художник был далек от оккультизма и магии, считая себя единственным творцом собственной жизни.
Мир ароматных иллюзий Сальвадора Дали
Shocking (Schiaparelli), Франция, 1937
Дали вдохновил Эльзу Скиапарелли на создание ряда необыкновенных аксессуаров – сумочек в виде яблока или воздушного шара, перчаток с кармашками для спичек или с приклеенными ногтями.
«Телефон-омар», хранящийся в National Gallery of Australia, в Канберре
Пиджак-афродизиак (Aphrodisiac Dinner Jacket)
Сальвадор Дали придумал в 1936 году. К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером.
Чтобы сделать этот пиджак еще более ирреальным, в каждый стакан Дали поместил мертвую муху. Бюстгальтер вместо манишки подчеркивает сексуальность выбранного образа.
1. Сумочка и пудреница
2. Знаменитый диван
Сальвадор Дали в рекламе
Винная этикетка
Chateau Mouton Rothschild
Логотип «Евровидения», 1969 г.
Плакат для «Евровидения» 1969 г.
Участие великого сюрреалиста не могло не отразиться на результатах конкурса: в тот год победителями оказались целых 4 страны, в том числе и родная для Дали Испания.
Dali Atomicus, 1948 год, Нью-Йорк
Сюрреализм в фотографии:
Филипп Халсман и Сальвадор Дали
Плоды совместного творчества дали материал для двух книг — «Дали Атомикус» (Dali Atomicus) и «Усы Дали» (Dali's Mustache).
Темы для работ предлагал Аржилле, он же занимался продажами. В отличие от других издателей, он добивался максимально плотного участия Дали в создании гравюр.
В 1974 году пути Сальвадора Дали и Пьера Аржилле разошлись. Пьер настаивал на том, что нужно работать по традиционной технологии, и не разделил новую идею Дали — литографии на основе фотографий. Но, используя новую технику, Дали создал еще больше работ, к которым привлек еще более широкую публику, и на которую обрушилась еще более мощная волна критики.
Дали не был собой, если бы не экспериментировал с привычными техниками. В «Песнях Мальдорора» он использует только один инструмент — стальную иглу, в следующих сериях использует рубиновое и алмазное острие, комбинируя их с иглой и резцом, он травил работы кислотой, работал в технике акватинты, размывая кистью асфальтовое покрытие листа меди.
С каждым годом его приемы усложнялись: он расписывал готовые оттиски металлической пудрой и акварелью, совмещал в одной работе несколько техник гравировки. Эксперименты привели его к идее делать литографии на основе фото.Сложные техники позволяли добиваться реалистичных эффектов, с их помощью он глубоко прорабатывал тени и уточнял линии.
Работа была выполнена по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто, с которым Дали познакомился в 1956 году, когда семья Альбаретто отдыхала на Коста-Браве, неподалеку от дома художника. Джузеппе Альбаретто, ревностный католик, надеялся, что работа над иллюстрациями к Библии заставит Дали обратиться к религии. Художник взялся за смелый проект с энтузиазмом. Как ни странно, иерархи католической церкви благословили неожиданный выбор иллюстратора нового издания Библии. В интерпретации великого сюрреалиста Книга Книг открывает иные смыслы и грани.
В 1957 году именитый издатель Жозеф Форе пришел к Сальвадору Дали с внушительным грузом литографических камней и идеей создания необыкновенных иллюстраций к известнейшей после Библии книге — «Дону Кихоту». Дали, который в тот период прохладно относился к излишне, по его мнению, либеральной гравюре, принял предложение лишь потому, что оно давало возможность продолжить эксперименты с камнями и методами нанесения на них изображения. Вместо кисти и карандаша художник использовал пневматический пистолет, расстреливая основу будущей литографии специально изготовленной дробью, начиненной тушью.
Работая над этой серией, сюрреалист изобрел собственный метод нанесения литографической краски на камни — «булетизм» (от французского «буль» — шар).
Вдохновленный чувственными откровениями Казановы и заинтригованный необычной личностью скандального автора, Дали создал иллюстрации, которые добавили новеллам знаменитого итальянца пикантности и словно высвободили всё то запретное, о чем читатели прежде могли лишь догадываться.
Эта необычная книга с фронтисписом-гравюрой Дали была выпущена в 1969 году нью-йоркским издательским домом Press-Random House. К каждой из 12-ти глав художник нарисовал гуашевый рисунок. На основе этих рисунков затем были созданы 12 необыкновенно красочных и экзотичных гелиогравюр. Девочка Алиса, занесшая над головой скакалку, «прыгает» с рисунка на рисунок, уносясь все дальше, вглубь фантастической страны или своих фантазий.
Художник пробует разные техники, нанося изображение на металл рубиновым и алмазным острием, добавляя тени и уточняя линии с помощью стальной иглы и резца. Инструменты, изготовленные из материалов с разной твердостью, дают возможность получать штрихи различной глубины и резкости.
«Двенадцать апостолов» («Рыцари круглого стола»)
Последние годы своей жизни художник провел в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе, куда Дали переехал после ее смерти, а позже в своей комнате в Театре-Музее Дали.
Последнюю свою работу - "Ласточкин хвост", Дали закончил в 1983 году. Это простая каллиграфическая композиция на белом листе, навеянная теорией катастроф французского математика Рене Тома,на которой можно видеть также кубическую параболу,стилизованные знаки интеграла и фрагменты музыкальных инструментов
Вся жизнь Сальвадора Дали была сплошной мистификацией,и даже последней его картиной стала загадка,которую будут пытаться разгадать все новые и новые поколения.
Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет.
Он завещал похоронить себя не рядом со своей сюрреалистической Мадонной, в усыпальнице Пуболь, а в городе, где он появился на свет, в Фигерасе.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть