Слайд 1Архитектурные Типы христианских храмов
Автор Солодкова Т.М. преподаватель Санкт-Петербургского музыкального
колледжа.
Слайд 2Цели работы
1. Познакомить с историей становления архитектурных стилей христианского храма.
2.
Показать различные стили христианских храмов.
3.Проследить логику развития архитектурной мысли.
4. Понять
единство многообразия христианских храмов, как зримое воплощение церковного символизма.
Слайд 3Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир
Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для
совершения богослужений и религиозных обрядов.
Слайд 4История создания стилей
Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов
совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма
с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.
Слайд 5План и схема христианской базилики
Слайд 6Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной
крышей.
Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на
двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. В Греции базиликальный тип применялся длительное время - в упрощенной, и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примеры: церковь св. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.
Слайд 7В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей
и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип
крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.
Крестово-купольный храм. Разрез
Слайд 8Церковь св. Ирины в Константинополе.
532 год, перестройка после 740
года.
Слайд 9Интерьер храма Софии в Фессалониках. Начало VIII века.
Слайд 10Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в
Фессалониках, построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же
состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
Слайд 11Церковь Катаполиани в Паросе. VI век.
Слайд 12План храма Звартноц в Армении. 643—652 гг. Уникальный пример креста
вписанного в ротонду.
Слайд 13Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде
хорошо видна выступающая между двух ниш апсида.
Слайд 14Храм святой Гаянэ в Эчмиадзине. 630 год. Армения
Слайд 15Грузия. Грузинский монастырь Джвари в Мцхете известен своим великолепным собором,
возведенным в 590—604 годы. Джвари относится к типу тетраконха.
В
храмах данного типа для перехода к барабану купола использовались не паруса, а тромпы.
Слайд 17Собор Светицховели. Чертеж. Поперечный разрез здания.
Главный собор Грузии — Светицховели
— был построен в 1010—1029 гг. Он решен в виде
трехнефного храма с рядами столбов в интерьере, но в отличие от собора Эчмиадзина имеет сильно вытянутые с запада на восток пропорции. В нём нет аллюзии на тетраконах. Здесь больше сходства с собором Ани, имеющим такой же вытянутый базиликальный план. Интересной особенностью обладают несущие купол столбы. С внутренней стороны они имеют большее число уступов, как бы обступая подкупольный квадрат.
Слайд 18Византийские крестовокупольные храмы
Мирелейон. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в
Константинополе. X век.
Слайд 19Церковь Богородицы Паммакаристы в Константинополе. 1292—1294 гг. Интерьер храма на
четырёх колоннах. Вид на алтарную апсиду. Капитель
колонны и боковые своды церкви.
Слайд 20Монастырь Пантократора в Константинополе. XII век.
Слайд 21Из истории архитектурной мысли
Номендантская дорога. Мавзолей Констанции
Слайд 22Композиция центрического здания у Леонардо да Винчи
Слайд 23"Храм в городе" из трактата Аверлино
Слайд 25Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV.
Слайд 27 Центричность здесь поглощается базиликальными
Слайд 28Проверь себя
1. Какие архитектурные сооружения называются храмами?
2.Назовите основные типы христианских
храмов, дайте краткую характеристику.
3.Приведите примеры центрических храмов.
4. приведите примеры крестово-купольных
храмов
Слайд 29ответы
1. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и
религиозных обрядов.
2. Базиликальный (Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями
Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.), центрический (Это центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии — постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий) , крестово-купольный типы ( Квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.)
3. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Церковь Сан-Витале в Равенне.
4.Церковь св. Ирины в Константинополе. Храм Софии в Фессалониках. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе.
Слайд 30Литература
: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.;
М.: Росмэн; 2007.) :
«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого
В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,"АЗБУКА-КЛАССИКА", 2004.
А. И. Комеч ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА Х — НАЧАЛА XIIВ. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007
А.Ю. Казарян. Реконструкция Эчмиадзинского собора 620 г.