Слайд 1Философия творчества
План:
1. Проблема творчества в истории философии.
2. Понятие творчества.
3. Творческая
                                                            
                                    
личность
4. Этапы творчества.
5. Творческие методы.
6. Стереотипы мышления.
Лит-ра:
Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия
                                    М.. 2008. С. 298-321, 362-369.
Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч.
Ч.2. М.. 1989. с.343-347.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Проблема творчества в истории философии
Античность:
Творчество в 2-х формах:
а) как божественное
                                                            
                                    
(акт рождения космоса);
б) как человеческое (ремесло, искусство).
Творчество – несовершенное, но
                                    богоподобное искусство:
Божественная одержимость; 
соревнование с богами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Средние века:
Божественный смысл творчества
Идея креационизма: создание бытия из
 небытия посредством
                                                            
                                    
творческого акта.
Возрождение:
Человек – творец.
Творчество – как художественное, искусство. 
Культ гения.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Реформация:
Творчество – как действие. Лютеранство, кальвинизм: значение предметно-практической деятельности человека
                                                            
                                    
(свидетельство богоизбранности).
Немецкая классическая философия:
Кант, Шеллинг: творчество - продуктивная 
способность воображения;
                                    основа познания.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Марксизм:
Творчество – производство в широком смысле,
предметно-практическая деятельность.
Европейская философия 19- нач.
                                                            
                                    
20 вв.:
Экзистенциализм:
Духовно-личностная сущность творчества. 
А.Бергсон: Творчество – сущность жизни.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Понятие творчества
Как результат: Процесс создания нового.
Как процесс: Самостоятельный способ мышления.
Способность
                                                            
                                    
эффективно оперировать
противоречивой информацией.
Аспект развития личности, относящийся
к переходу на высокий интеллектуальный
                                    уровень. 
Ключевые слова: Одаренность, озарение, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, научное открытие, произведение искусства 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Творческая личность.
Особенности творческой личности.
Самостоятельность.
Риск.
Инициативность.
Широкий диапазон мышления.
Кругозор.
Любопытство.
Воля, гибкость взглядов.
Мотивация .
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Особое значение для творческой деятельности имеют:
1. Замысел – идея, цель,
                                                            
                                    
разумное основание.
2. Творческий потенциал индивидуальности:
а) специальные знания; 
б) широта кругозора;
в)
                                    готовность к творчеству (внутренняя и внешняя);
 Внутренняя готовность: 
 Вдохновение – подъем творческих сил
 индивидуальности.
Внешняя готовность:
Долг, ответственность, совесть.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 93. Способность к импровизации.
Приемы импровизации:
а) перебор случайных возможностей;
б) поиск ассоциативных
                                                            
                                    
связей;
в) создание художественного образа
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Типология творческих личностей
1. Пионер – инициативен, организатор, создатель новых направлений.
2.
                                                            
                                    
Диагност – критик научных направлений и программ.
3. Эрудит – владеет
                                    большим объемом знаний и 
хорошо в них ориентируется.
4. Техник – специалист, который может придать законченность чужой работе, стилист.
5. Эстет – придает решению изящную форму.
6. Методолог – знает, как надо работать, владеет методами и приемами творчества.
7. Независимый – индивидуалист, способен противостоять любым мнениям. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Этапы творчества
I. Подготовка: 
1. Формулирование проблемы;
2. Сбор фактов.
II. Выдвижение идей
III.
                                                            
                                    
Созревание и озарение.
IV.Принятие решения, его осуществление
  и контроль.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Творческие (эвристические) методы.
1. Модель – создание копии объекта; схематическое представление
                                                            
                                    
задачи.
2. Мозговая атака (30-е годы 20 в.; США; А.Осборн) -
                                     - выдвижение большого количества идей; 
  - отсутствие критического анализа, снятие психологических
  барьеров.
3. Синектика (50-е годы 19 в.; США; У.Гордон) –
- расположенность к импровизации, направленная
  на активизацию базовых операций подсознания;
- метод выдвижения аналогий.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13 Аналогии: 
 прямые (исходные элементы – в сходных 
                                                            
                                    
системах); 
 субъективные (воображение себя на месте 
 объекта);
 символические
                                    (отдельные характеристики 
 одного предмета сопоставляются с  
 характеристиками другого предмета; 
 фантастические. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14«Реестр научно-фантастических идей и 
гипотез мировой фантастики» 
(13 классов, 93
                                                            
                                    
подкласса)
 4. Деловые игры.
 5. Морфологический анализ – анализ всех
                                    узлов и 
  элементов, для которых создается полный перечень
  сочетаний.
 6. ТРИЗ – теория решения изобретательской задачи – 
  создание модели технической системы , 
  отражающей ее основные элементы.
 
(Веполь = вещество + поле).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Стереотипы мышления:
1. Зависимость от прошлого.
  (проблема «законопослушного мышления»);
2. Общепринятая
                                                            
                                    
оценка
3. Давление авторитетов («идолы рынка»).
4. «Эффект ореола».
5. Некритическое восприятие знаний.
                                     («провинциальный стереотип»;«логика твердых тел»).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Методы преодоления стереотипов:
1. Идеи в любой форме.
2. Новый ракурс рассмотрения
                                                            
                                    
проблемы.
3. Простота вместо наукообразия.
4. Управление собой.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех