Разделы презентаций


Футуризм и футуристы

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Футуризм и футуристы

Футуризм и футуристы

Слайд 2Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х —

начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
В отличие от акмеизма, футуризм как

течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.В отличие

Слайд 3В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых

норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской

направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом

Слайд 4В России футуризм возник 1910 – 1912 гг. Как и

другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из

футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887 – 1941) . В группе футуристов под названием “Центрифуга” начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.
Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием “Пощечина общественному вкусу” , опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с “Парохода Современности”. А. Крученых отстаивал право поэта на создание “заумного” , не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В. В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии.
В России футуризм возник 1910 – 1912 гг. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым.

Слайд 5Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет

язык “заумный” . Слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску:

“Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах”. В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: (корни: чур... и чар...)
Мы чаруемся и чураемся. Там чаруясь, здесь чураясь, То чурахарь, то чарахарь, Здесь чуриль, там чариль. Из чурыни взор чарыни. Есть чуравель, есть чаравель. Чарари! Чурари! Чурель! Чарель! Чареса и чуреса. И чурайся и чаруйся.
Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет язык “заумный” . Слово лишается смыслового значения,

Слайд 6Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй —

пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий


Вне протяжения жило Лицо.
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови,Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на

Слайд 7Программным для футуристов стал эпатаж обывателя («Пощечина общественному вкусу» —

название футуристического альманаха). Как любое авангардное художественное явление, футуризм более

всего страшился равнодушия и «профессорской» сдержанности. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала, освистывания и осмеяния. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество была не похвала и не сочувствие, но агрессивное неприятие, истерический протест. Именно такую реакцию со стороны публики провоцировали намеренные крайности в поведении футуристов. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К.С.Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В Маяковский — в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А.Е.Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п.  
Программным для футуристов стал эпатаж обывателя («Пощечина общественному вкусу» — название футуристического альманаха). Как любое авангардное художественное

Слайд 8В формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала и усложняла символистскую установку

на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновляли значения слов,

но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста, а также гораздо энергичнее использовали композиционные и даже графические эффекты. Главный технический принцип их работы — принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». Этот принцип был перенесен в литературу из современной футуристам живописной практики авангарда. В литературных текстах принципы «сдвинутой конструкции» были распространены на лексику, синтаксис и семантику произведений. Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. Слово у футуристов лишалось ореола сакральности и неприкосновенности, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов.
В формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала и усложняла символистскую установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только

Слайд 9А.Крученых писал такие стихи:

Та са мае ха

ра бау Саем сию дуб радуб мола аль.

А.Крученых писал такие стихи:  Та са мае  ха ра бау  Саем сию дуб

Слайд 10В последствии он сам назвал язык своих стихов "заумным" (не

вкладывая в это понятие никакого отрицательного оттенка). В.Каменский издавал "железобетонные

поэмы" (стихокартины), где собственно живопись перемежалась с текстом, который также представлял собой некую художественную композицию (игра шрифтами, отсутствие фраз: только слова и словосочетания и пр. выдумки). В.Маяковский "сразу смазал карту будней" и стал едва ли не самой заметной фигурой русского футуризма. Всю эту группу разношерстных поэтов и художников организовал и сплотил Д.Бурлюк. "Он был хорошим поваром футуризма и умел "вкусно подать поэта", - вспоминал впоследствии В.Шершеневич, - Маяковского он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот". Д.Бурлюк был организатором и многих изданий кубофутуристов: Дохлая луна: Сборник единственных футуристов мира!! Поэтов"Гилея" (М., "Гилея",1913); Затычка, (М., "Гилея", 1914); Молоко кобылиц. Сборник (М., "Гилея", 1914) и др.
В последствии он сам назвал язык своих стихов

Слайд 11Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости

слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания. Делались попытки

ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы. Гораздо большее значение, чем поэты-предшественники, футуристы придавали визуальному воздействию текста. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и разномасштабных шрифтов, обыгрывание фактуры самого полиграфического материала (частные проявления «визуализации» стиха — их издание на обойной бумаге, расположение строчек «лесенкой», выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов внутренних рифм, важнейших слов).
Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков

Слайд 12Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В.Хлебников предложил даже

отказаться от термина "футуризм", заменив его на "будетлянство", подчеркивая тем

самым самобытный характер движения. Безусловно, "будетляне" многим обязаны русскому символизму (что, впрочем, они также отказывались признать). Они подхватили лозунг младших символистов о том, что поэзия должна стать объединяющим всех людей новым учением. (В отличие от символистов, "люди будущего" хотели приблизить это будущее как можно скорее и любыми средствами).
Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В.Хлебников предложил даже отказаться от термина

Слайд 13Новые эстетические возможности были развиты футуристами в связи с переориентацией

многих из них с читаемого на произносимый текст. Поэзия, согласно

их представлениям, должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, использование гораздо более причудливых, чем прежде, рифм, форсированная инструментовка. С этой же тенденцией связана и жанровая перестройка футуристического речетворчества, активное вовлечение в творчество элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров т.п. Обращение к художественному примитиву и фольклорным жанрам было проявлением общей антииерархичности, эстетического бунтарства футуристов.
Новые эстетические возможности были развиты футуристами в связи с переориентацией многих из них с читаемого на произносимый

Слайд 14Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему,

изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве. Важное следствие футуристических

экспериментов — осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве — не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.
Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве.

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика