Слайд 1Художественные материалы и техники
Преподаватель МБУДО «ДШИ им. Е. М. Беляева»
г. Клинцы
Киволя М.Ф.
Слайд 2Масляная живопись
Масляная живопись—живописная техника, использующая краски с растительным маслом
в качестве основного
связующего вещества.
Масляные краски состо
ят из сухих пигментов и высыхающего масла(льняное масло,масло грецких орехов
и т.д.)
Слайд 3Пигменты бывают прозрачные (лессирующие) и укрывистые (покрывные). Прозрачные пигменты прозрачны
сами по себе и создают ощущение глянца и глубины в
слое краски. Укрывистые непрозрачны и пропускают свет, только если их сильно разбавить, но ощущения глубины все равно не получается. Прозрачные краски почти не теряют насыщенность при смешивании, укрывистые же быстро сереют — если смешать достаточно разные цвета. Старые мастера как правило предпочитали прозрачные краски, а на палитрах импрессионистов ,наоборот, все краски, за исключением ультрамарина, были укрывистые.
Слайд 6Чаще всего масляными красками рисуют на льняном или хлопковом холсте,
или на деревянной панели. Чтобы писать масляными красками на холсте,
дереве, картоне или другом каком-либо основании, на него сначала наносят грунт, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию определенную фактуру и цвет.
Слайд 9Наиболее популярными являются акриловые грунты как наиболее простые в применении
и легкодоступные. Акриловый грунт наносится в 4-5 тонких слоев на
растянутый холст или другую поверхность и полностью высыхает в течение одного дня.
Импримату́ра (от итал. imprimatura — первый слой краски) — термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого
Слайд 10Для письма масляными красками наиболее популярны кисточки из свиной щетины, использующиеся
для грубой работы, и колонок для тонких деталей. Но рисовать
можно не только кисточками. Например, можно рисовать мастихином, губкой или тряпкой — всем, кроме пальцев, так как многие пигменты токсичны и легко проникают сквозь кожу.
Слайд 13Палитрой может служить деревянная дощечка, вощеная бумага, керамическая плитка или
кусок стекла. Лучше использовать стекло, так как оно не впитывает
масло, не реагирует с пигментами, легко очищается скребком и, под него можно подложить бумагу такого же цвета что и грунт, что существенно облегчает подбор и смешивание цветов. Так же часто используются профессиональные палитры из промасленного дерева, пластика или оргстекла.
Слайд 17Техники живописи
Алла прима (от итал. alla prima — «в первый момент») — разновидность техники масляной
живописи, позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую
технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в отличие от более традиционного метода рисования, предусматривающего нанесение красок слой за слоем и ожидание пока очередной слой высохнет.
Преимуществом данной техники является то, что нивелируются многие проблемы, связанные с применением различных объёмов масел и смол между слоями, поскольку в картине присутствует лишь один слой. Техника укрепилась в живописи с появлением работ импрессионистов, но также применяется и более «традиционными» художниками для создания предварительных набросков будущих картин.
Слайд 19
Сухая кисть
Техника портрета и методы рисования сухая кисть - растертые
кистями краски на бумаге или ткани.
Слайд 20Акварельная живопись
Материалы для акварельной живописи
Акварельные краски
Краски для акварели изготавливаются в
результате перетирания пигментов с водорастворимым связующим средством.
Слайд 21Кисти для акварели
В акварельной технике традиционно применяются и считаются наиболее
популярными мягкие натуральные кисти – колонковые, беличьи и кисти. В
настоящее время также используются мягкие синтетические кисти, которые обладают сходными характеристиками, но при этом значительно дешевле
Слайд 22Бумага для живописи акварелью
По своей текстуре бумага под акварель может
варьироваться от самой гладкой до шероховатой, почти как пемза.
Существует три
основных вида поверхности бумаги: сатинированная (горячего тиснения), холодного тиснения и шероховатая. Внутри каждого вида обработки существует множество марок бумаги.
Бумага горячего тиснения очень гладкая, так как во время обработки она была пропущена через горячие валики.
У бумаги холодного тиснения легкий рельеф зерна, так как она пропущена через холодные валики.
Шероховатая бумага не подвергается тиснению, и поверхность ее имеет естественное грубое зерно. Чем толще такая бумага, тем она грубее.
Слайд 24Графические материалы и техники
Существует большое количество приемов работы карандашом, пастелью,
сангиной, углем и иными материалами. Освоить конкретную технику рисунка можно только в
процессе длительных и упорных занятий. У любого вида техники есть специфические особенности. И нужно знать, какие приемы работы подходят к какому-либо материалу, чего можно добиться посредством сангины, угля, карандаша, пастели, как одним и тем же материалом достигнуть различных эффектов.
Слайд 25Графические материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (разводятся водой). Использование
различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в
передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему.
.
Слайд 26Очень полезно поработать над рисунком углем. Уголь позволяет обобщенно начинать
и заканчивать рисунок, потому как обладает большим тональным диапазоном –
начиная от легких светло-серых градаций до самых глубоких черных бархатных тонов .Поскольку рисунок углём легко исправим, уголь по-прежнему незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти. При работе углем пользуются резинкой – «клячкой», прокатывая ее по бумаге. Но надо помнить, что втирать уголь в бумагу нельзя, тогда будет проблематично его удалить. Для работы углем следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающей уголь, потому как уголь слабо соединяется с поверхностью, имеет свойство осыпаться. Со временем рисунки углем темнеют.
Слайд 27Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45°,
что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. Лучшей основой
для угля является шероховатая бумага, голубая или серая.
Слайд 29Дополнительные материалы для рисунка
Стирательная резинка
Клячка
Формопласт
Растушка
Слайд 30Мы уже знаем, что самым распространенным художественным материалом является обыкновенный
графитный карандаш.
Если остро заточить карандаш, можно получить тонкую паутину линий
и провести одну резкую, решительную. Положенный почти плашмя, он дает на бумаге сочное бархатное пятно. Достоинством карандаша являются полная свобода всех операций на бумаге и одновременное исправление допущенной в рисунке ошибки — путем использования резинки или клячки. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство
Слайд 31Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Линией
и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая
бумага подойдет для работы тоном. При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создаётся впечатление затертости и засаленности рисунка.
Облегчения тона рисунка можно добиться при помощи хлебного мякиша. Нужно положить рисунок горизонтально, покрошить мелко белый хлеб и протереть им рисунок.
Слайд 35Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов,
особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь
живописных приемов работы. Они имеют утолщенные стержни, в состав которых входят жировые частицы, соединенные с порошковым пигментом в спрессованном виде. Правда, допущенную ошибку в цветном рисунке исправить нельзя — резинка ее не удаляет, иной цвет не перекрывает.
Слайд 37Рисунок акварельными карандашами
Слайд 38Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи.
Другое название этого материала — красный мел.Сангина вырабатывается в виде круглых или
квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, работать сангиной не рекомендуется. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать в набросках, а продолжить в более длительных рисунках с натуры или по представлению
Слайд 40Соус
Соус – художественный материал для рисунков. Получил известность и стал
широко использоваться в ХVIII - ХIХ веках. Использование соуса открывает
широкие возможности в технике тонального рисунка.
По своим художественным качествам он напоминает пастель, но более насыщен по тону. Имеет большие выразительные возможности и одинаково удачно применяется как в эскизах и набросках так и в больших работах. Соус ровно ложиться на бумагу, может наноситься штрихом, и растушевкой, хорошо сочетается с другими материалами, например, с углем или тушью.
Рисовать соусом можно двумя способами – сухим и мокрым
Слайд 41Сухой способ. Для рисования можно взять гладкую бумагу, но чаще
используется бумага на фактурной основе. Работают сухим соусом приблизительно так же, как
углем. Переход от темного тона к более светлому достигается при помощи растушки.
Сухим соусом выполняются основные формы рисунка, а детали наносятся итальянским карандашом. Рисунки, выполненные сухим способом, фиксируют лаком, хранят под стеклом или перекладывают тонкой бумагой.
Рисовать мокрым способом проще. Отломите кусочек соуса и положите его в емкость с небольшим количеством воды. Чем меньше воды, тем более насыщенным будет цвет. Кисти берутся как для акварели.
При высыхании соус закрепляется на бумаге, но он легко стирается резинкой, хорошо растушевывается, поэтому переходы из тона в тон делаются по сухому. Тонкие детали прорисовываются акварельными кистями, широкие плоскости – щетинными. Рисунки, выполненные мокрым соусом, в фиксировании не нуждаются.
Часто эти два способа совмещаются в одном рисунке. Для этого сначала нанесите тона мокрым соусом от светлого к темному. Мелкие детали прорисовываются сухим способом.
Слайд 43Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки — хрупкие и нежные по
цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание
цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.
Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения. можно использовать для этого и лак для волос, в таком случае краски пастели немного потемнеют.
Слайд 44Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая.
Масляная пастель
производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки.
Аналогично производится «сухая» пастель, за тем
исключением, что не используется масло.
Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты.
Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.
Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.
Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов.
Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.
Слайд 49Для выполнения рисунков подходит также перо. Тонкое стальное перо, используемое
с тушью, дает на бумаге разнообразные линии и штрихи. Рисование пером является отличной
школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое — живую и выразительную.