Слайд 1Искусство вазописи
Никандрова Дарья
10 "А"
Слайд 2 Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная
керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период
с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
Слайд 3 Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды,
использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Прошедшие
сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Слайд 4 В результате длительного развития в греческой вазописи
IX—VIII веков до н. э. складывается геометрический стиль, получивший свое
название от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики. Большим разнообразием отличались формы сосудов.
Слайд 5 Их росписи отличаются высоким художественным совершенством, строго
продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда. Рисунки на
вазах исполнены блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют «лаком». Они расположены горизонтальными фризами, четко отделенными один от другого. В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор: треугольники, покрытые сеткой, ромбы с точкой посредине, различные варианты рисунка из переплетающихся линий — меандра, который впоследствии получил широкое распространение и в архитектуре и в декоративном искусстве античного мира.
Слайд 6 Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля —
это афинские амфоры из Дипилона VIII века до н. э.
Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла.
Слайд 7 Со второй половины VII в. до начала V в.
до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики.
Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
Геракл и Герион
Слайд 8 Эксекий считается одним из наиболее значительных и
талантливейших художников чернофигурного стиля вазописи. На одной из самых известных
чаш Эксекия (получившей название «Чаши с глазами» за изображение магических глаз на оборотной стороне и благодаря этому возможно являвшейся апотропеем) в Государственном античном собрании Мюнхена изображён бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса — растущая вдоль мачты виноградная лоза.
Слайд 9 Также известным произведением Эксекия является «Аякс и
Ахилл за настольной игрой между боями». У этой сцены нет
литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошёл, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к её герою Аяксу.
Слайд 10 Краснофигурная вазопись — одна из наиболее известных
техник древнегреческой вазописи. Она появилась приблизительно в 530 г. до
н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. Краснофигурные вазы из Аттики распространились по всей Греции и за её пределами и долгое время занимали лидирующее положение на рынке высококачественной расписной керамики. Лишь немногие гончарные мастерские могли сравниться по качеству, производительности и богатству творческих идей с вазописцами из Афин.
Слайд 11 Своё название краснофигурная техника получила благодаря характерному
соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон
— чёрный, фигуры — красные.
Слайд 12 Изображения на краснофигурных вазах являются важным источником
информации для культурно-исторических исследований, в том числе для изучения быта
и особенностей повседневной жизни эллинов, их ритуалов и воззрений, а также древнегреческой мифологии и иконографии мифологических персонажей.
Геракл и Афина
Слайд 13 Уже в V в. до н. э. в нижней
Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и
конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.
Слайд 14 Вазопись по белому фону — стиль вазописи,
появившийся в Афинах в конце VI века до н. э.
Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н. э., является вазописец Псиакс.