Слайд 1Изобразительное искусство барокко
Слайд 2Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини
«Экстаз Святой Терезы»
Слайд 3Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала алтарная композиция «Экстаз Святой
Терезы» для римского собора Сайта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает
один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой:
«В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».
Слайд 4Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная
группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно
передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удается представить их парящими в облаках.
Слайд 5Нереальность происходящего подчеркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися
облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Ее
веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора.
Слайд 6Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как
воск».
К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил
Рим. Самые известные из них — фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648—1651) — блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.
Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек. Фрагмент. 1648—1651 гг. Рим
Слайд 7Живопись барокко
Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной
монументальной живописью покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом
страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.
Слайд 8Главные ее темы — торжество Божественной справедливости и прославление на
небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты,
прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.
Слайд 9Гиацинт Риго. Портрет Людовика 14. 1701г. Лувр. Париж.
Характерные черты барокко
нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную
задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.
Слайд 10Ни один придворный живописец конца XVII — начала XVIII в.
не мог пройти мимо жанра парадного портрета.
«Все они создавали огромные
портреты с изображением поколенным или в рост, где зритель попадал в царство пышных занавесей и торжественных колонн, переливчатого шелка, тяжелого бархата, расшитой золотой парчи, громоздящихся складок, необъятных мантий, гигантских париков и взбитых, как пена, кружев, блеска декоративных лат, орденских цепей, звезд, лент, сияния драгоценных камней, самоуверенных лиц и поз, указующих перстов, жезлов, скипетров, атрибутов могущества, ранга, титула, нагромождаемых в таком изобилии, что от них начинает кружиться голова...
Это был роскошный театр власти, достигшей полного самоупоения и вполне разучившейся отличать видимое от реального, показное от действительного, а точнее, верящей только одной желаемой, льстящей ей видимости»
(В. Н. Прокофьев)
Слайд 11Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика XIV, выполненном французским
художником Гиацинтом Риго (1659—1743)! Поразительны театральность и вычурность позы, высокомерный
и снисходительный взгляд «короля-солнца», чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти. Картина, первоначально предназначавшаяся в качестве подарка племяннику испанского короля, так понравилась заказчику, что он пожелал оставить оригинал у себя. В Испанию была отправлена копия.
Слайд 12 Рубенс — король живописи
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл
(1577-1640), фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил
всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т.Верхахта, А. ван Норта, О.Вениуса (ван Вена). В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы , братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Слайд 13При упоминании имени Рубенса приходят на память пышные фламандские красавицы
с золотистыми волосами, сцены охоты и битв, вакханалии, великолепные пейзажи
с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопадами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей...
Слайд 14Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) принадлежит к числу выдающихся художников мира.
Один из биографов так писал о значении его творчества:
«История искусства
не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».
Слайд 15Питер Пауэл Рубенс,
Автопортрет с Изабеллой Брапт. 1609—1610 гг. Старая Пинакотека,
Мюнхен
Посмотрите а его портрет и вы поймете, насколько талантлив был
этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.
Слайд 16Питер Пауэл Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615—1619 гг. Старая
Пина котека, Мюнхен
Да, это был период покоя, труда и тихого
счастья в жизни художника. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его заказчиками были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...
Слайд 17Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы
он шел в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая
десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками — невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс — Бог!»
Слайд 18Питер Пауэл Рубенс,
Союз Земли и Воды. 1618 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт
Петербург
В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз
двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды.
Слайд 19Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждой
Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные
и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.
Слайд 20Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную
мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были
знаменитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657).
Слайд 21Антонис Ван Дейк. Автопортрет. Конец 1620-х — начало 1630 х
гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 22Якоб Йордане.
Бобовый король. Около 1638 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 23Франс Снейдерс.
Лавка с дичью. 1609 г. Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург.
Слайд 24Один из влиятельных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было
столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому
последнему». Да, Рубенс был не только художником, он был блестяще образованным человеком. Разносторонний ученый, знаток и коллекционер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни. В 1630 г. после удачной дипломатической миссии английский король Карл I пожаловал художника в рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами...
Слайд 25В 1640 г. художник умер. Из его роскошного дома в
Антверпене навсегда уносили на черной бархатной подушечке маленькую золотую корону
— почетный титул «короля живописи».
Слайд 26Семенкова Наталья Станиславовна –учитель русского языка и
литературы МОУ «Сосновская
СОШ»