Слайд 1Группа 1
Канон православной иконы
Слайд 2Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они
похожи, потому что иконописцы работали в каноне
Слайд 3Требования канона
Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением
и выделяющимися краями. Доску покрывают паволокой, на которую наносится слоями
грунт – левкас.
По левкасу сначала наносится контур, а после мастером, взявшим заказ икон и благословение от священника, пишется образ темперой, краской на яичном желтке.
Слайд 4Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси
(кальки
с контурами лика)
Слайд 5Определенная последовательность нанесения красочного слоя
Слайд 6Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в
друга
В последнюю очередь добавлялись, так называемые, пробела, чтобы оживить образ
нанесением света и теней.
Слайд 7Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев.
Первый
слой — щит из деревянной доски (или кусок холста) —
является ее основой.
Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем.
Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной.
Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Слайд 8Икона — это окно в священный (сакральный) мир
Вид перспективы,
применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы
представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения
Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Слайд 9Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира
дольнего в иной мир.
Икона есть видимое невидимого.
Икона - это
окно в горний мир Духа
Слайд 10Символы иконописи
Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие;
большие глаза —
проникновение в божественные тайны;
тонкие губы — аскетизм;
удлиненные пальцы
— духовное благородство и чистоту деяний;
наклон головы — внимание к Божественному внушению, голосу Божьему;
чуть склоненная фигура — покорность воле Божией.
Слайд 11Именословное перстосложение
С таким жестом обычно изображают на иконах Иисуса Христа.
Каждый
палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет
монограмму имени Иисуса Христа — IС ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец слегка согнут и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос).
Слайд 12Символика цвета
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и
зеленый.
Слайд 13Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но
в то же время и цвет царский.
Синий цвет —
это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 14Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости
и простоты.
На иконах и фресках святых и праведников обычно
изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 15 Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ
света, а потому «означает» или символизирует свет.
Слайд 16Строгость, покой, умиротворение….
Слайд 17Литература
Иконы, иконописцы, иконопись http://www.artrussian.com/icon.html
Именословное перстосложение - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/432375
Пишем икону //Ступени, 2007,
№ 2(26)
Православная иконопись - http://www.ortodoxicona.ru/
Православный канон и икона –
http://www.icon-favor.ru/?page=1096
Православные иконы http://www.xpampx.ru/article/pravoslavnye_ikony
Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви – М.: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997