Слайд 1Культура как система ценностей и норм
Компоненты культуры
Слайд 2Три значения понятия «культура»:
определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление
(министерства культуры, ССУЗы, ВУЗы, готовящие специалистов по культуре, журналы, клубы,
театры, музеи и т.д., распространяющие духовные ценности);
совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (русская культура, культура молодежи и т.д.);
Слайд 3Значения понятия «культура»
отражение высокого уровня качественного развития духовных достижений («культурный
человек» в значении воспитанного, «культура рабочего места» в значении убранного
функционального пространства).
Слайд 4Культура (от лат. culture — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)
—
специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Слайд 5
Культура свойственна любой форме человеческого существования, это обязательный атрибута всякого
общества.
2 части структуры культуры:
1.культурная статика (описание К. в состоянии покоя)
– внутреннее строение К., ее базис
2.культурная динамика (в движении) – механизмы трансформации К..
Слайд 6Базисные единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры.
Слайд 7Черты культуры
Универсальные черты К. присущи всему человеческому роду и отличают
его от других видов живых существ: коллективная жизнь, распределение пищи
и построение семьи;
Общие черты культуры присущи ряду обществ и народов, поэтому их еще называют региональными.
Слайд 8Черты культуры
причины регионального сходства:
А) некоторые народы обмениваются между собой культурными
достижениями;
Б) общие этнические предки;
В) одинаковые, но независимые друг от друга
культурные изобретения, сделанные одновременно у разных народов.
Слайд 9Два вида элементов культуры:
1. Материальные – это физические объекты, созданные
руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой
дом).
Артефакты имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют ценность для группы или общества.
2. Нематериальные (духовные) элементы культуры – это правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Слайд 10
О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам
культуры, но древней — только по материальным.
Понятие культуры употребляется для
характеристик исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (культура труда) и т.д.
Слайд 11Ценности – это:
Общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен
стремиться.
Они – основа нравственных принципов (например, заповеди христианской морали: ценность
жизни – «не убий», уважение к родителям «чти отца своего и мать свою» и т.д.).
Разные К. отдают предпочтение разным ценностям (аскетизму, героизму на поле боя, художественному творчеству).
Слайд 12Ценности отражают связь между субъектом, познающим и преобразующим мир, и
объектом, на который направлено воздействие субъекта.
Ценности объективны по своему
содержанию, но включают в себя субъективную интерпретацию, оценку в свете интересов общества, группы, личности.
Различают: общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности культуры.
Материальные и духовные ценности.
Слайд 13Правила – элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями
К.
Социокультурные нормы – стандарты поведения.
Признак социальной нормы - ее императивность
(повелительность).
Норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство.
Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Позитивные санкции (денежное вознаграждение, наделение властью, престижем).
Негативные санкции (штраф, выговор).
Санкции обретают законность на основе норм.
Слайд 14
Привычки – установившиеся стереотипы поведения в определенных ситуациях.
Манеры – внешние
формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружения.
Привычки приобретаются
стихийно, манеры – воспитываются.
Слайд 15Комплекс культурных манер составляет этикет
Этикет – принятая в особых социальных
кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Этикет включает особые манеры,
нормы, церемонии и ритуалы.
Характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной К.
Слайд 16Культурные обычаи присущи широким массам.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения
(0.основан на коллективных привычках).
Обычаи – неписанные правила поведения в обществе.
Если
привычки и обычаи передаются от поколения к поколению – они трансформируются в традиции.
Слайд 17Традиции – это:
Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения
в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного
времени.
В качестве традиции выступают ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды.
Слайд 18Ритуал – разновидность традиции
Ритуал – это совокупность символических стереотипных коллективных
действий, воплощающих в себе представления, нормы и ценности и вызывающих
определенные коллективные чувства.
Слайд 20Агенты культуры: большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды.
Институты
культуры - организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а
также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям (школы и вузы, академии наук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры, учебно-воспитательные комплексы, стадионы).
Слайд 21Основные функции культуры:
1.Защитная функция - при помощи искусственно созданных орудий
и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств —
человек сильно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе природы.
2. Креативная функция- преобразование и освоение мира.
Слайд 22Основные функции культуры:
3. Коммуникативная функция - передача информации в любом
виде: устное и письменное сообщение, общение групп людей, народов, использование
технических средств связи.
4. Сигнификативная - функция определения значений и ценностей. Любое естественное явление, вовлеченное в культурный оборот, получает свое наименование.
Слайд 23Основные функции культуры:
5.Нормативная функция – отвечает за создание норм, стандартов,
правил поведения людей.
6.Релаксационная функция
Релаксация - искусство физического и психического
расслабления, разрядки. Стилизованные формы снятия напряжения — увеселения, праздники, ритуалы.
Слайд 24Отрасли культуры:
Экономическая культура – К. производства, К.распределения, К. обмена, К.
потребления, К. управления, К. труда.
Политическая культура - определяется господствующим
политическим режимом власти.
Показатели уровня развития политической культуры в обществе — наличие гражданских и политических прав личности, их соответствие международным нормам и степень их реализации и защиты.
Слайд 25Отрасли культуры:
Профессиональная культура - совокупность специальных теоретических знаний и практических
умений, связанных с конкретным видом труда.
Степень владения профессиональной культурой
выражается в квалификации и квалификационном разряде.
Педагогическая культура - вся система исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению.