Слайд 2
Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться
поставленных целей отразилась в культуре Эпохи Просвещения.
Слайд 3Литература эпохи Просвещения
Литература эпохи Просвещения теснейшим образом связана: с кругом
идей, высказанных мыслителями XVIII в. Так, в романе Данниеля Дефо
(1660-1731) «Робинзон Крузо» символизирует победу человеческой воли и разума над стихией и дикостью.
Слайд 4 «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (1667-1745) есть своего рода пародия
на английские нравы начала XVIII в. Описывая Лилипутию или страну
великанов, Свифт безжалостно бичует предрассудки и невежество своих современников. Вместе с тем, он позволяет себе и критику идей Просвещения, утверждая порочность и несовершенство самой натуры человека.
Слайд 5Французский драматург Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799), напротив, в
комедии «Женитьба Фигаро» вырисовал фигуру идеального народного героя - слугу
Фигаро, высмеивающего недостатки своих хозяев.
Слайд 6Наиболее же известное произведение немецкого поэта Иоганна Вольфанга Гете (1749-1832)
«Фауст» посвящено вечному поиску истины и абсолютного знания, столь любимого
философией Просвещения.
Слайд 7Живопись и скульптура эпохи Просвещения
Во Франции возникла школа придворных живописцев.
Наиболее известные из них - Буше и Ватто. Оба пытались
на своих полотнах создать искусственный мир декоративной красоты. Придворной живописи была свойственна особая внимательность к деталям, изысканность композиции, цветовая гармония. Живопись, созданная для «третьего сословия» художниками вроде Хогарта или Шардена, повествует о бытовых сюжетах и характерных образах. Она отказывается от придворного изящества, стремясь к незамысловатой простоте и «будничности».
Слайд 8Французский скульптор Жан Антуан Гудон (1741-1828) стремился создавать образы героев
народа. Одно из наиболее известных по ваяний - скульптура Вольтера.
Слайд 10Героизация настоящего была свойственна французскому художнику Жак Луи Давиду (1748-1825).
Образцы для подражания Давид искал в античности. Известнейшая картина Давида
1784 г. «Клятва Горациев» посвящена гражданским мотивам - римлянам, готовым отдать жизнь за республику. В античных одеяниях будет изображен и погибший герой Французской революции Ж.П. Марат на картине «Смерть Марата».
Слайд 11«Клятва Горациев»
«Смерть Марата»
Слайд 12Музыка эпохи Просвещения
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) совершил настоящую революцию в
музыкальном искусстве. В основе его творчества — импровизация, обыгрывания основной
музыкальной темы, ее вариации. При этом музыка Баха глубоко философична, насыщена религиозным содержанием. Неслучайно, что его программное сочинение - оратория «Страсти по Матфею», посвященная евангельскому сюжету.
Слайд 13Вольфанг Амадей Моцарт (1756-1791) фактически установил музыкальные каноны современности. Музыкальный
язык 40-й симфонии, опер «Дон Жуан» и «Женитьбы Фигаро», «Реквиема»
и других творений Моцарта был перенят многими композиторами.
Слайд 14Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), подобно Шиллеру и Давиду, искал героическое
начало в искусстве. Закономерно, что его Третья симфония получила название
«Героическая». Но далеко не только в ней слышится мифологический образ сверхчеловека - может быть, даже в большей степени в Пятой, Седьмой и Девятой симфониях Бетховена.
Слайд 15 Художественная культура эпохи
Просвещения воспринимала идеалы
Возрождения и , творчески
осмыслив их,
утверждала гуманистические
ценности Нового времени.
Слайд 16Домашнее задание:
Параграф 21 с. 185-195
Вопросы : 1,2 с.195