Слайд 1Творческий проект
«Магия этюда»
(Этюд как явление художественного творчества)
Выполнили учащиеся
Коротун
Вероника
Шапкина Ксения
Руководители:
Колесникова Лариса Васильевна
преподавателдь фортепиано и МХК;
Усова
Татьяна Львовна,
преподаватель фортепиано
Муниципальное Автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Слайд 3Актуальность
Термин «этюд» встречается во всех видах искусства.
Этюды - важное
и эффективное средство для технического развития человека, занимающегося творчеством.
Техника —
средство для достижения необходимого художественного результата.
Знание приемов, умений и навыков — залог успешного комплексного развития личности.
Систематизация сведений об этом жанре художественного творчества не только для юных музыкантов и художников, но и для широкого круга любителей искусства.
Слайд 4Проблемный вопрос
В чем ценность этюдов для художественного творчества?
Что привлекает
в жанре этюда представителей разных видов искусства?
Вопросы для исследования:
1. Что означает термин «Этюд»?
2. Каково назначение и история возникновения?
3. О чем могут рассказать памятники культуры и искусства?
4. Как проявляется этот жанр в различных видах художественного творчества?
5. Что общего в этюдах в разных видах искусства?
6. Каково значение этюда в развитии начинающих обучаться различным видам творческой деятельности?
Слайд 5
NEW
Новизна проекта
Разнообразие видов деятельности всех участников: проектная деятельность, театрализация, игра
на инструменте, рисунки.
Все мероприятия носят практико-ориентированный характер.
Связь с интересами
обучающихся в проявлении творческих возможностей.
Применение инновационных форм, методов и технологий.
Повышение мотивации к освоению технических навыков в любом виде творчества.
Слайд 6Гипотеза
Если в разных видах искусствах так активно используется один
и тот же жанр, то это может означать, что этюд
является необходимым звеном в развитии обучающихся и важным элементом, объединяющем разные виды искусства.
Цель проекта
Изучение жанра этюда как явления художественного творчества, его многосторонних связей с другими видами искусства.
Слайд 7Задачи
1. Узнать, что обозначает термин этюд.
2. Выяснить причины
и время возникновения жанра.
3. Познакомиться с классификацией этюдов.
4. Собрать материалы
о творцах искусства, которые в своем творчестве обращались к жанру этюда.
5. Найти примеры в других видах искусства и деятельности человека, где применяется понятие этюд.
6. Систематизировать знания, полученные при изучении видов искусства.
7. Освоить исследовательские навыки.
8. Сравнить и сопоставить жанр этюда в разных видах художественной деятельности.
9. Развивать свои творческие способности в практической деятельности.
10. Формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту, познавая виды искусства.
Слайд 8Проектный продукт
1. Разучивание этюдов на уроках по специальности в ДШИ
для участия во Всероссийском конкурсе юных пианистов.
2. Выполнение этюдов на
занятиях в Детской художественной школе.
3. Проведение с учащимися мастер-класса для проявления творческих способностей в театральных этюдах-импровизациях.
4. Провести анкетирование среди учащихся своего класса.
5. Представить проект на конференциях и конкурсах различного уровня.
6. Сделать презентацию к проекту.
Слайд 9Этапы и сроки реализации
1
2
3
Аналитический
(январь 2015г.)
Практический
(февраль 2015г.)
Обобщающий
(март 2015г.)
Слайд 10Этюд в живописи - подготовительный
набросок для будущего полотна
Этюд как
музыкальное упражнение
для развития техники пианиста
Этюд — один из видов
шахматной композиции
Этюд в театральной педагогике —
упражнение для совершенствования
актерской техники
Этюд в танце — набор балетных
упражнений для создания образа
Направления проекта
Слайд 11В переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение».
ХIХ век —
важный этап в становлении жанра этюда, когда происходит переосмысление старых
традиций в соответствии с новыми эстетическими установками.
Что такое этюд?
1. Музыкальное произведение виртуозного характера.
2. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения.
3. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу.
4. Вид упражнения в музыке, шахматной игре.
5. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов.
Энциклопедический словарь
Слайд 12Этюд как литературный жанр
Этюд как техническое упражнение - «Опыты» В.
Брюсова
Этюд как этап подготовительной работы проявляется в литературно-критической области.
Этюд как
опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность
Слайд 13Этюд как литературный жанр
Содержание этюда - пейзажная зарисовка, прогулка по
любимым местам, описание настроения, после прочтения книги.
Главное в этюде
- особое настроение, «моментальный снимок» состояния души, яркого впечатления, лирического переживания.
Композиционно этюд имеет незавершенность, «открытость» финала - и в этом его особая привлекательность.
Слайд 14Жанр этюда в музыке
«Хотите быть великими?
Тогда играйте этюды Черни!»
Ференц
Лист
Слайд 15Этюды - «Библия» для пианиста
Первый этап - педагогическое назначение. Развитие
одной технической формулы, быстрый темп.
Второй этап - виртуозные технические приемы
и использование диапазона инструмента. Новая жанровая разновидность – концертный этюд.
Третий этап - художественный этюд. Выразительность музыкального языка, мелодизм, многопластовая фактура.
Слайд 16Знаменитые авторы и исполнители
Н. Паганини
С. Рахманинов
Развитие жанра этюда было связано
с развитием концертного исполнительства, изменением взглядов на технику музыканта, работу
над ее совершенствованием.
Слайд 17В живописи жанр этюда дает возможность отразить ежеминутно меняющееся состояние
природы - игру света и воздуха, перемену освещения и цвета.
Этюды привлекают своей искренностью и эмоциональностью.
Задача - передать непосредственное впечатление.
Этюд как жанр живописи
Слайд 18Этюд - произведение живописи, которое выполняется для вспомогательных целей и
целиком выполняется с натуры. Изначально живописный этюд - первый набросок
всей картины.
Мастерами этюдной живописи были А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, М. В. Нестеров, К. А. Коровин. По законченности и мастерству исполнения их этюды можно считать произведениями, имеющими самостоятельное значение.
Этюд как жанр живописи
Слайд 19Этюд как творческая лаборатория
В. Серов — мастер рисунка
Художники называют этюд
«живописной кухней». Этюд для художника как записная книжка, если он
забудет какую-нибудь деталь. Начинающему художнику этюд необходим для совершенствования профессионального мастерства.
А. Иванов. Явление Христа народу
Написал 600 этюдов к картине
Слайд 20Назначение этюда в живописи и музыке соприкасается. Это и наработка
технических приемов, и поиск лучшего способа технического воплощения творческой идеи.
Общее
в живописи и музыке
Слайд 21Этюд в театральной педагогике
Этюд и этюдный метод составляет основу в
обучении и процессе работы и соединяет все виды искусства: музыку,
живопись, танец.
Этюд как термин появился в театре в начале XX века, его ввел К.С. Станиславский. Он реализовал на практике и описал систему, по которой и сейчас ведется обучение в театральных ВУЗах.
Слайд 22Тренировочный этюд воспитывает профессиональные навыки. Цель работы над ролью -
создание образа.
Работа над этюдами по системе К.С. Станиславского произвела
эффект взрыва и революции в театре, прославила МХТ, стала основой театральных течений XX века.
Слайд 23Танцевальный экзерсис
Экзерсис - набор балетных упражнений для ежедневной работы у
станка для придания мышцам упругости и гибкости. Это комплекс упражнений,
состоящий из движений, выполняемых в определенной последовательности.
Слайд 24Танцевальный экзерсис
Как в этюдах в музыке – многократно повторяемое упражнение
может обрести художественную ценность, так и экзерсисы могут стать открытием
новых возможностей в применении навыков для молодых исполнителей.
Слайд 25Этюд как один из видов шахматной композиции
Шахматный этюд — это
задача, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить
задание без указания количества ходов, необходимых для достижения этой цели. Многие великие шахматисты занимались составлением шахматных этюдов.
Слайд 26Фотоэтюд
Фото-этюд – это композиция естественного происхождения.
Фото-этюд не ставит перед
собой цель в виде фотографической карточки.
Композиция – это не
только сочетание предметов в кадре.
Использование каких либо «правил» построения кадра лишают фотоэтюд смысла. Естественное течение жизни – вот основа фото-этюда.
У фото-этюда есть прямой родственник – музыкальная импровизация, она также свободна от записи нот и подчинена музыкальной идее.
Фотоэтюды на тему утра
Слайд 27Итоги реализации
1. Этюд является необходимым звеном в развитии обучающихся и
важным элементом, объединяющем разные виды искусства.
2. Этюд как явление художественного
творчества становится своеобразной школой, необходимой ступенью развития мастерства и творческого развития.
3. Этюд за время существования видоизменился: из второстепенного жанра он вырос в самостоятельное и самобытное художественное явление искусства.
4. Помогает развитию творческих способностей.
5. Способствует исполнению программ повышенной сложности.
6. Дает перспективы для предпрофессиональной подготовки, учит азам мастерства.
Слайд 30Литература
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]//Мир
словарей: коллекция словарей и энциклопедий. URL: http://mirslovarei.com/dal_A/
Земцовский И. Фольклор и
композитор: теоретические этюды о русской советской музыке.- Л-М.: Советский композитор, 1978.
Зильберквит М. Мир музыки. - М.: Искусство,1988.
Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский композитор, 1984.
Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Келдыш Г.В. – М.: Советский композитор, 1990.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 3-е изд. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.
Портная И.В. Этюд как явление художественного творчества. - http://www.gramota.net/materials/3/2012/1-1/43.html
Ссылки:
http://static.diary.ru/userdir/3/0/2/8/3028203/78932276.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-_6XuDlqh48U/Tcpg8OrrayI/AAAAAAAABBY/yJDsNogFNe0/s1600/45386715_1245530981_pero2.png
http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2010-05/1272819381_bezimeni-1.jpg
http://file.mobilmusic.ru/4b/11/cf/496662.jpg
http://selfire.com/wp-content/uploads/2008/05/apf96r.jpg
http://bigbuzzy.ru/f/1/global/css/o2/baletavrora/bal.png
Слайд 31http://www.chesstrener.ru/images/logotyp_chess.gif
http://umnichki-spb.ru/uploads/posts/2013-08/1376992777_764225831120259.jpg
http://relef.su/wp-content/uploads/2014/09/0026-027-Fotograf.png
http://www.vesillya.mk.ua/images/fotograf03.gif
http://www.fotograff.ru/data/content/Image/under_flash.jpg
http://yanakhodkina.com/wp-content/uploads/2013/08/2013-08-27_020715-520x245.jpg
http://www.etude-center.ru/images/picture/pre.gif
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/666/106666817_95be81650c27__Mobile_.png
http://computerhistory.narod.ru/sredstva_obrabotki_inf/fotokamera.png
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/537/89537835_palitra_kraski_kist.png
http://www.sireasgallery.com/iconset/chess/Pawn-black_256x256_32.png
http://3.bp.blogspot.com/-SFh1dr174UQ/U6qgBvOQm7I/AAAAAAAAKkE/99bYUvjDsJk/s1600/logo.png
http://ogoom.com/uploads/posts/2010-12/ogoom.com_1291574354_8xvflkwunxytq1r.jpeg
http://ruslit.traumlibrary.net/book/beliy-simvolizm-kak-miroponimanie/cover.jpg
http://www.dtworld.ru/uploads/posts/2014-10/1412386567_knigadtworld.png
http://www.grafik.org.ru/history-grafik/rusheva/46.gif
https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRUTiclAcZudm7PbfBmMrwAjVP6bjthGiiaQ3H5x7n_vIlUC3UyQw
Слайд 32http://rm.mosconsv.ru/wp-content/uploads/2013/03/2635557-%D0%B2-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%83-738x1024.jpg
http://pearlsandoysters.files.wordpress.com/2014/05/dsc2393.jpg
http://www.taday.ru/data/434/669/1234/2.jpg
http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/savrasov-aleksej-kondratevich-grachi-prileteli/
http://www.art-portrets.ru/art/kartiny-ivanova/yavlenie-hrista-narodu.jpg
http://ya-kniga.ru/img/imgbooks/rabota_aktera_nad_soboj_v_tvorcheskom_processe_voploshheniya_konstantin_sergeevich_stanislavskij0.jpg
http://www.liveinternet.ru/tags/%F4%EE%F2%EE%FD%F2%FE%E4/page4.html
http://www.pravda-tv.ru/wp-content/uploads/2013/05/Nachalo-schastlivogo-dnya-ili-Zachem-prosy-pat-sya-rano-utrom-5.jpg
http://masquerade.users.photofile.ru/photo/masquerade/96635800/130177522.jpg
http://www.theatre.ru/art-school/logo4.gif
Слайд 33Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей
№21 г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/