Слайд 1Основные Выразительные средства композиции
Слайд 2 Схемы выделения акцентов композиции Если взглянуть на один и
тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках наиболее
интересной и выразительной композиции, то можно заметить, что изменение ракурса помогает создать образ натюрморта
Слайд 3Схемы композиции в разных жанрах.
Слайд 6Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы
для передачи художественной выразительности картины.
Слайд 7Открытая и замкнутая композиция.
Слайд 8– ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена
без ущерба для целого;
– части не могут меняться местами без ущерба
для целого;
– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.
Слайд 9Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
В живописи,
графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших
выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность
Ритм как выразительное средство
Слайд 10Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами
цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей,
их рук или ног В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости .
А. РЫЛОВ. В голубом просторе
Слайд 20Динамика – движение
Правило передачи движения:
– если на картине используются одна или
несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным
– эффект движения
можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом
– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Слайд 21Динамика – движение
43. В. СЕРОВ. Похищение Европ
Слайд 23
44
47. А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме
А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель
Слайд 24
44
47. А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме
А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель
47.
А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель
Слайд 25
44
47. А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме
А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель
. МИРОН. Дискобол
Слайд 26
44
47. А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме
А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель
Статика –спокойствие(фундаментальность)
Правило передачи
покоя:
– если на картине отсутствуют диагональные направления;
– если перед движущимся объектом нет свободного пространства
– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия
– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной
Слайд 52Симметрия и ассиметрия
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными
были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои
композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий
Симметрия_-выразительное средство композиции,где все элементы расположены практически зеркально по отношению к центральной оси картины,и является уравновешенной.
Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси, или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Строится симметричное изображение таким образом, для начала определяют границы изображения и ось симметрии, затем повторяют рисунок в зеркальном отражении.
Слайд 53Достаточно симметрии присутствует и в окружающей среде. Симметрично устроены: фигура
человека, крылья бабочки, снежинка и т.д.
Симметричные композиции — статичны и
уравновешенны.
Слайд 57Асимметрия – это отсутствие или нарушение симметрии (дисимметрия). Т.е. это
вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей и
плоскостей симметрии не наблюдается.
В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.
асимметричность, нарушая равновесие, привлекает к себе внимание, вносит элемент движения и создает впечатление живой формы.
Слайд 58Композиция: 'а – симметричная, б – асимметричная
Слайд 60Законам симметрии пользовались еще архитекторы и скульпторы Древней Греции. Ярким
выражением его может служить западный фронтон храма Зевса в Олимпии,
на котором многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Аполлона ”, росписи ваз, фресок.
Слайд 66 Контраст
Термин «контраст» обозначает резкую разницу,
противоположность сторон. Контраст - это резкое отличие предметов по тем
или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность признаков предметов: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий. Признак этот должен легко определяться и быть понятным — например, форма или ажурность , фактура поверхности, цвет.
Слайд 67Контраст - противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда
был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца,
скульптора, архитектора. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте, - в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы автором композиции.
Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок.
Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия предметов по каким-либо свойствам.
Слайд 68Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты.
На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм,
размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. На основе вышесказанного о контрастах, определяя роль и значение контрастов в изобразительном да и в других видах искусства, следует сказать:
1) контрасты являются законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей;
2) без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. Контрасты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету;
3) контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции;
4) контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения — от появления замысла и первых черновых эскизов композиции до завершения — это все композиционная работа, которая пронизана мыслью об основной идее, об основных образах и облике произведения. А это всегда, даже в первоначальном замысле, когда образ произведения находится в зрительной памяти художника, предполагает наличие тех или иных контрастов. Поэтому основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа.
Живопись строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом, например: красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым и т. д.