Разделы презентаций


Перспектива и символика иконы

Содержание

Перспектива иконыПерспектива - наука об изображении предметов в пространстве на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. (Явление кажущегося

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока «Перспектива и символика иконы»

Тема урока «Перспектива и символика иконы»

Слайд 2Перспектива иконы
Перспектива - наука об изображении предметов в пространстве на

плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями

очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. (Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. )
Перспектива иконыПерспектива - наука об изображении предметов в пространстве на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями

Слайд 3Виды перспективы
Прямая линейная
Обратная линейная
Панорамная
Аксонометрия
Сферическая
Тональная
Воздушная
Перцептивная

Виды перспективыПрямая линейная Обратная линейная ПанорамнаяАксонометрияСферическаяТональнаяВоздушнаяПерцептивная

Слайд 4Прямая линейная перспектива
Вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и

предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально

по мере удаления их от переднего плана).
Прямая линейная перспективаВид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта

Слайд 5Обратная линейная перспектива
Вид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися

по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и

точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. (Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.)
Обратная линейная перспективаВид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет

Слайд 6Обратная линейная перспектива в иконе

Обратная линейная перспектива в иконе

Слайд 7Фрагмент иконы святителя Николая Чудотворца
Передняя грань книги развернута всей

плоскостью на зрителя, но при этом видны все четыре (!)

боковых обреза книги, причем каждая из граней дана под своим углом, мало связанным с изображением остальных граней. Ни под одной из точек зрения Вам в жизни не удастся увидеть такого. Значит, иконописец рассматривает предметы не из одной точки, он как будто разглядывает объемный предмет последовательно с разных сторон и переносит увиденное на плоскость иконы. Перед нами не моментальный "снимок", а своего рода развернутый "чертеж" предмета.
Фрагмент иконы святителя Николая Чудотворца Передняя грань книги развернута всей плоскостью на зрителя, но при этом видны

Слайд 8Святитель Николай Чудотворец
Взгляните на образ святителя Николая Чудотворца: обратите

внимание, как "развернуто" на плоскости изображение лика святого. Видны одновременно

фас и оба профиля, и макушка. Сравните хотя бы расположение ушей и немного в меньшей степени щек чудотворца: они показаны так, как будто голова святого повернута боком к плоскости иконы. Иконописец дает рассмотреть лик со всех сторон, во всех чертах и тонкостях.
Святитель Николай Чудотворец Взгляните на образ святителя Николая Чудотворца: обратите внимание, как

Слайд 9Символика иконы
Приход к радости возможен только через аскетизм – нет

радости без мучений. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры

и лики святых.
Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом, глазами.
Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Символика иконыПриход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без мучений. Способ выражения аскетизма –

Слайд 10Символика жестов
Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.

Символика жестовРука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.

Слайд 11Символика жестов
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

Символика жестовРука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

Слайд 12Символика жестов
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения

и покорности.

Символика жестовРука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.

Слайд 13Символика жестов
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.

Символика жестовДве руки, поднятые вверх – моление о мире.

Слайд 14Символика жестов
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Символика жестовРуки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Слайд 15Символика жестов
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

Символика жестовРуки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

Слайд 16Символика вещей или предметов, изображенных на иконе
Дуб – древо жизни.


Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного

восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.
Юноша с трубой – ветер.
Пеликан – символ чадолюбия.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона - слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Два-три дерева символизируют лес.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Символика вещей или предметов, изображенных на иконеДуб – древо жизни. Дом – символ домостроения, созидания.Гора – символ

Слайд 17Символика вещей или предметов, изображенных на иконе
Золотой крест, якорь и

сердце означают веру, надежду и любовь.
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник

– дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.
Символика вещей или предметов, изображенных на иконеЗолотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.Книга –

Слайд 18Символика цвета
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото

на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного,

самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Символика цветаЗолотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото на иконе символизирует Божественную энергию и благодать,

Слайд 19Пурпурный, или багряный - цвет царя, владыки – Бога на

небе, императора на земле. Этот цвет присутствовал в иконах на

одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Пурпурный, или багряный - цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Этот цвет присутствовал

Слайд 20Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это

цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет

стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно

Слайд 21Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости

и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно

изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых

Слайд 22Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного

мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и

земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей

Слайд 23Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев,

юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он

присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом

Слайд 24Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал

о человеческой природе, подвластной смерти.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери,

Слайд 25Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным

закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну.

В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и

Слайд 26Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав

в себе черное и белое, зло и добро, он становился

цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и

Слайд 27Прошлое и будущее в иконе
Часто икона показывает события нескольких дней

или даже целой жизни святого. Во время молитвы люди успевали

подумать над ними, пережить их в своем сердце.
Прошлое и будущее в иконеЧасто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого. Во время

Слайд 28Круг в иконе
Круг – очень важный символ в иконописи. Не

имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери

на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада.
Круг в иконеКруг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает

Слайд 29Домашнее задание
Учим все, что прошли об иконах и иконографии. Будет

контрольная работа по всему материалу.

Домашнее заданиеУчим все, что прошли об иконах и иконографии. Будет контрольная работа по всему материалу.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика