Слайд 1Историческая тема в искусстве.
Творчество
Василия Ивановича Сурикова
Слайд 2« Исторический живописец должен быть сродни ученому. Ему надо досконально
знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он
обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне.
Слайд 3Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что
живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности
основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд».
Слайд 4В.И.Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в
русской живописи.
Слайд 5Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и
страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.
Слайд 6Утро стрелецкой казни
В этом полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных
конфликтов атмосфера петровского времени.
Слайд 7В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается
с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.
Слайд 8Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек
не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.
Слайд 9С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец
на своего
врага – царя.
Слайд 10А Петр словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом.
В пересечении
их взглядов – непримиримость
столкнувшихся сил.
Слайд 11Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих
свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается
как поэтическая метафора,
обобщенно выражающая смысл исторической минуты –
«начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С.Пушкин).
Слайд 13Суриков долго искал прообраз Меншикова.
Слайд 14И вот как-то, «раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков,
рассказывает Суриков. – Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был
математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый – совсем Меншиков». После этой работы появился мужской портрет.
Слайд 15Для того чтобы добиться большей убедительности исторического персонажа, художник изучил
бюст Меншикова работа Б.К. Растрелли.
Слайд 16 Огромные, невыразимо грустные глаза старшей дочери князя Марии притягивают
внимание.
Она стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца,
своего времени.
Мария не вынесла тяжести ссылки и через пол года умерла.
Слайд 17Сравните глубокие темные тона в одежде Марии и светлые золотистые
в украшенной узорами юбке младшей дочери Александры. Она единственная не
погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.
Слайд 18Картина рассказывает не только о семейной драме,
но и трагическом
переломе истории после смерти Петра I.
Слайд 19«Боярыня Морозова»
Суриков вновь выбирает тему конфликта,
при котором главный герой
погибает, не предав своих убеждений.
Слайд 20Слева от саней – недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане.
Различно отношение к раскольнице:
здесь и злобно смеющийся поп в
лисьей шубе и потрясенные бояре,
и мальчик-подросток.
Слайд 21Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним
из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской
красоты и поэтичности допетровского времени.
Слайд 22В горестном раздумье застыла старуха мамка.
Суриков – мастер «говорящих» деталей:
из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.
Слайд 23Среди сочувствующих лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на призыв. В
нем сильно горение веры, которое заставляет его забывать о физических
страданиях.
Слайд 24« Я его на снегу писал… на снегу все пропитано
светом… если бы я ад писал, то в огне позировать
бы заставил бы и сам в огне сидел», говорил художник. «Ничего от себя, все с натуры» – таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине все. Начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.
Слайд 25В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция.
Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож
на самого автора.
Слайд 26Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику
понадобилась упорная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза
к эскизу,
от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.
Слайд 32Историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы.
Каждая деталь в картине –
явление не случайное,
чтобы достичь
достоверности,
художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни…